Ежегодный национальный фестиваль независимого кино США «Сандэнс» в Парк-Сити, штат Юта, снова собрал под своей крышей тысячи гостей. Однако в этот раз он интересен не только поклонникам и деятелям киноискусства, но и тем, кто внимательно следит за компьютерными технологиями. Дополнительный повод появиться в заголовках мировых изданий Сандэнсу подарила компания Oculus VR, представившая его публике собственный фильм виртуальной реальности и планы по развитию киноиндустрии в целом.
Короткометражка под названием «Lost» или «Затерянный» создана аниматором Сашка Анселд (Saschka Unseld), известным по своей работе «The Blue Umbrella» в знаменитой студии Pixar. Новинка была снята силами внутреннего подразделения Oculus — Story Studio, которое полностью сосредоточено на создании оригинального VR-контента и помогает голливудским режиссёрам познакомиться с новой областью деятельности.
Генеральный директор Ocuus VR Брендан Айрайб (Brendan Iribe) заметил, что необходимость создания фильма и целого нового отдела стала очевидной после демонстрации очков Rift одному из известных режиссёров Голливуда:
В один прекрасный момент он снял очки и сказал: «Брендан, давайте снимать кино. Что мы должны делать?» Но ответа у меня не оказалось. Мы в самом деле не знали, как добиться хорошего результата, поэтому предложили притормозить и изучить этот вопрос — выяснить, как можно было бы использовать Rift в кинематографе.
За последний год Oculus наняла небольшую группу режиссёров и руководителей из различных студий, включая Pixar и Industrial Light & Magic. «Мы хотели выяснить, как снять короткометражный фильм, который мог бы по-настоящему просветить и вдохновить сообщество», — говорит Айрайб.
«Затерянный» получился необычным. В теории короткий метр должен иметь длину около пяти минут, но виртуальная реальность позволяет зрителю изучать фильм собственным путём и в своём темпе. Вы погружаетесь в него, и иной раз вас посещает желание остановить действие и детально рассмотреть самое интересное, причём окружающая среда может реагировать на наблюдателя: вы можете вспугнуть стаю светлячков или всколыхнуть траву.
Всё происходит так, будто вы сидите на сцене, а действие разворачивается вокруг вас, — объясняет Айрайб. — Магия виртуальной реальности в том, что вы действительно чувствуете присутствие в окружающем мире.
В отличие от многих других творцов Сандэнса, Oculus не стремится продать фильм дистрибьютору. Компания преследует цель зажечь в кинематографистах саму идею творчества в виртуальной реальности и объяснить, как именно команда Story Studio может помочь им в решении кроющихся в этом технологических и административных проблем.
«Lost» — первый фильм, снятый Oculus VR, но это не единственное кино виртуальной реальности во всей индустрии и даже на Санденсе: несколько десятков независимых студий и технологических компаний работают над аналогичными проектами самостоятельно. К примеру, американская компания Jaunt в декабре представила сразу четыре короткометражки, снятые камерой собственной разработки (если Oculus стремится продавать платформу для просмотра контента, Jaunt собирается продавать платформу для его производства), а в октябре режиссёр Данфанг Деннис (Danfung Dennis) показал миру «Точку отсчёта» («Zero Point») — 360-градусное видео специально для Oculus Rift.
Основанная в 2012 году Бренданом Айрайбом и инженером Палмером Лаки Oculus VR уже через два года была приобретена Facebook за $2 миллиарда (по текущему курсу примерно 135 миллиардов рублей). Кроме владельцев самой крупной в мире социальной сети интерес к виртуальной реальности, среди прочих, проявляют в Google, Samsung и Sony. Свой кусок пирога стремится отхватить и Microsoft, которая напрямую сравнивает дополненную реальность в собственных очках HoloLens с виртуальной — по её словам, разумеется, сравнение не в пользу Rift.
К сожалению, скачать первый фильм Oculus VR пока нельзя.
По материалам Forbes