В феврале мы рассказывали, что Lockheed Martin внедрила в производство истребителей F-35 дополненную реальность от компании NGRAIN. Сегодня в нашем распоряжении оказались данные об AR-шлеме пилота F-35 Lighting II, который является едва ли не самой интересной частью боевой машины.
Шлем стоит $400 000 и является частью «наиболее сложной системы вооружения из когда-либо разработанных», сообщает Washington Post. Он позволяет пилоту видеть обстановку сквозь корпус истребителя — к примеру, если посмотреть вниз, то можно увидеть землю, а не пол кабины, а если развернуться, то вам откроется отличный вид на преследователей. Это возможно благодаря системе из шести встроенных в корпус самолёта камер, изображение с которых отправляется на проекционные дисплеи шлема.
Лётчик-испытатель Lockheed Martin Эл Норман (Al Norman) объясняет:
Когда шлем правильно настроен относительно глаз пилота, вы почти переноситесь в тот мир, из которого приходят все эти данные. Вы можете видеть глазами самолёта — видеть мир таким, каким его видит истребитель.
Но, как и сам F-35 с бесконечными переносами сроков разработки и бесчисленными миллионами вложенных долларов, шлем имеет свои проблемы: первые версии плохо работали в турбулентности, задержки в реакции видео на движения пилота вызывали тошноту, подкачала технология ночного видения и так далее. Поэтому в 2011 году Пентагон обратился к BAE Systems с предложением разработать резервную модель на случай, если основная не докажет свою эффективность. Однако через два года было принято решение работать со шлемом от главного подрядчика — Rockwell Collins, что в Пентагоне объясняют импульсом, который проект получил от конкуренции.
По теме: Интервью с создателями AR-системы для американских вооружённых сил из Applied Research Associates
С недавнего времени лётные испытания проходит третье поколение устройства, благодаря которому пилоты F-35 могут бесшовно обменивать информацией. Система снабжена новыми камерами ночного видения и значительно улучшенным программным обеспечением. Тем не менее, помимо прочих, наблюдаются проблемы с софтом, который собирает данные и делится ими с другими машинами: два истребителя отлично обмениваются информацией, но в связке из четырёх машин прослеживаются коммуникационные нарушения, из-за которых у пилота может возникнуть неправильное преставление об обстановке. Исполнительный директор программы, генерал-лейтенант ВВС США Крис Богдан (Chris Bogdan) уверяет, что это не повлияет на график поставок и боевую готовность F-35 и будет исправлено в ближайшее время.
По материалам Washington Post и TweakTown