В сознании ребёнка обыкновенные бытовые предметы могут стать чем угодно: большая картонная коробка может быть ракетой, а деревянный кубик — самолётом. Притом что этот тип игры, использующий воображение, способен приносить удовольствие, он также играет важную роль в когнитивном развитии. Творческая игра помогает развивать социальные и языковые навыки, а также «теорию разума» (дословно англ. «theory of mind») — способность распознавать собственные эмоциональные состояния и понимание того, что другие люди видят вещи иначе, чем мы. Этот тип игры обычно возникает в жизни человека приблизительно в 18-месячном возрасте и достигает пика активного использования в возрасте от четырёх до семи лет. Однако для детей с аутизмом или синдромом Аспергера возможности участвовать в разыгрывании такого рода действия сильно уменьшены.
Условия аутизма характеризуются трудностями в развитии социальных отношений и навыков общения, а трудности в выделении воображаемой игры являются одним из критериев, используемых в постановке диагноза. В настоящее время существуют различные методы вмешательства, которые используются для поощрения детей с аутизмом или синдромом Аспергера в построении такой игры, которые показали разную степень эффективности. Исследователи Кембриджского университета разработали систему дополненной реальности, которая направленана оказание помощи детям с аутизмом в испытывании игровой симуляции более визуально привлекательным и выразительным способом.
Дополненная реальность, в которой виртуальные объекты накладываются на изображения реального мира в трёх измерениях и в режиме реального времени, используется в различных медицинских, военных и промышленных приложениях. Развитие технологий компьютерного зрения и аппаратных мощностей сегодня сделало AR доступной на мобильных устройствах. Множество детей, страдающих аутизмом, имеют возможность заниматься творческими играми, будучи проинструктированными. Тем не менее одна из проблем такого подхода заключается в том, что ребёнок запросто имитирует показанные ему действия без формирования оригинальных игровых идей.
Преимуществом использования дополненной реальности является то, что она может помочь этим детям включить то, что они узнают из компьютерной системы, в свою реальность. — говорит аспирант разработавшей данное решение компьютерной лаборатории Кембриджа Чжэнь Бай (Zhen Bai). — Если это чистая виртуальная среда, трудно сказать, что из этой среды они узнают в реальном мире. Но так как AR является расширением реального мира, мы надеемся, что детям будет легче переносить игровой опыт на реальность.
В системе, спроектированной Чжэнь Баем, ребёнку даётся несколько связанных с транспортными средствами сценариев — например, прохождение автомобилем мойки — и набор реквизита, такого как блоки, трубы и ящики. Малыш свободно манипулирует физическими объектами, чтобы исследовать различные игровые задумки. Система разработана, чтобы сделать их проще для детей-аутистов, которые могут наблюдать превращение обыкновенных предметов у них в руках в другие, согласно игровому контексту. Она должна вызвать интерес к действию и помочь в разработке гибких концепций без явных словесных инструкций.
Дети с аутизмом часто описываются как мыслящие визуальными образами, поэтому, через воплощение мысленного образа, это может помочь им понять концепцию воображения, — говорит Чжэнь. — Это открытая игровая среда, и система дополненной реальности работает как площадка для становления идеи воображаемой игры — чтобы помочь им визуализировать деятельность в своём уме. Это не просто взаимодействие между ребёнком и технологией; мы также рассматриваем технологию в качестве платформы для расширения возможностей аутичных детей в играх со своими братьями и сёстрами, одноклассниками и друзьями.
Тесты безопасности использования системы завершены, и учёные ищут детей в возрасте от четырёх до семи лет с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом для принятия участия в большом исследовании. Заинтересованных родителей просят обращаться напрямую к Чжэнь Баю по электронной почте zhen.bai@cl.cam.ac.uk или телефону 01223 763626 в Соединённом Королевстве.
По материалам Кембриджского университета