Музеи и галереи страдают от развития интернета, поскольку пользователю не только проще, но и приятнее знакомиться с произведениями искусства с экранов своих дорогих, часто призванных отражать некий статус гаджетов. Вместе с тем они дают нам доступ к ранее недоступным вещам. С обеих позиций одним из самых интересных проектов современности является выставка Armory Captures в лос-анджелесской галерее Smart Objects. Её организаторы сделали так, что увидеть арт-объекты можно исключительно с помощью смартфонов и планшетов, а возможно это благодаря технологии дополненной реальности.
«Первоначальным стимулом, стоящим за проектом, было создание шоу с произведениями искусства, которые недоступны мне из-за исторического значения, стоимости или места пребывания», — прокомментировал выставку директор галереи Чедвик Гибсон (Chadwick Gibson). Использовав бесплатное приложение для смартфона 123Dcatch, Гибсон провёл несанкционированное трёхмерное сканирование 80 работ из современного крыла The Armory Show 2015 в Нью-Йорке: он начал с получения от 8 до 20 фотографий каждой работы под разными углами для составления 3D-модели, затем создал собственные маркеры на стенах и полу галереи, объединённые с имеющимися моделями, и теперь их сканирование при помощи известного AR-браузера Augment даёт посетителям возможность приобщиться к прекрасному новым, отчасти пиратским способом.
С одной стороны это попытка игрофицировать искусство через добавление выступающей посредником технологии, с другой же это шаг в сторону стирания границ и углубления художественных познаний для тех, кому раньше подобный шанс не представлялся. Всё-таки позволить себе регулярные полёты по всему миру в поисках новых шедевров могут единицы. Подобное применение дополненной реальности позволяет музеям обновлять экспозиции очень часто или организовывать десятки выставок в одном месте одновременно. А партизанский характер сбора данных подразумевает их широкое распространение.
Акт тайного 3D-сканирования этих объектов искусства в The Armory Show и последующего экспонирования полученных в результате цифровых репродукций является простой попыткой освободить их от будущей жизни в почти исключительно личных коллекциях, — добавляет Гибсон. — И через их оцифровывание они получают вторую жизнь и становятся частью несанкционированного контр-архива без дискриминации и созданного для общего использования.
Далее: Blippar создала дополненную реальность для выставки русского искусства в Лондоне
По материалам Hyperallergic