Аэрофлот уже в январе 2013 года должен получить для испытаний очки дополненной реальности с программным обеспечением производства Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА) для пилотов своих воздушных судов, сообщают Известия. Разработка очков стартовала в прошлом году, а производством их аппаратных узлов занимаются сторонние компании. Контракт между университетом и Аэрофлотом на неизвестную сумму действителен до 2015 года.
C большой долей уверенности можно говорить о том, что сторонним производителем «железа» новинки является американская Vuzix, так как внешне представленное устройство чрезвычайно схоже с находящимися в свободной продаже очками дополненной реальности Vuzix Wrap 920AR.
Особенностью функций отечественного программного обеспечения специалисты МГТУ ГА называют возможность не просто выдавать пользователю данные о реальных объектах, попавших в объективы видеокамер на псевдолинзах, но и построение перед человеком виртуальных трёхмерных моделей. Заместитель начальника Учебно-тренажёрного центра кафедры управления воздушным движением МГТУ ГА Андрей Горбунов рассказал в интервью Известиям об отличительных особенностях системы:
В данной сфере мы сделали скачок. В нашей разработке «полнопогружная стереоскопическая реальность» означает, что вы одновременно находитесь как в реальном, так и в виртуальном пространстве, — отметил он. — Так, находясь в комнате, вы будете видеть окружающие вас предметы и обстановку, но также можно моделировать различные объёмные виртуальные объекты. Данная разработка рассчитана на повышение уровня безопасности полётов, в особенности при посадках в условиях ограниченной видимости. Даже с учётом современной электроники, которая используется на борту самолёта, отказы техники наблюдаются достаточно регулярно. Был случай, когда в кабине пилота отказала вся электроника, и нужно было сажать самолёт. Чтобы его как-то выровнять и правильно посадить, пилоты налили в стакан обычной воды, поставили его на приборную панель и следили за уровнем её отклонений. Благо, на борту оказалась вода, и был день. А если бы это произошло ночью?
Именно в таких случаях автономные очки могут спасти жизни людей: для их работы требуются только лэптоп, смартфон или планшет со специальным программных обеспечением и система авиационной навигации по данным GPS/GLONASS. Стоимость такого комплекса довольно высока и составляет порядка $17 тысяч ($5 тысяч — очки, $12 тысяч — навигация и $1 тысяча — софт), но, по словам разработчиков, зарубежные аналоги обходятся в $40–50 тысяч. Срок начала конвейерной сборки отечественных очков дополненной реальности не установлен, однако в Аэрофлоте наличие их закупок в планах развития компании уже подтвердили официально.
По материалам Известий