ARNext взял интервью у технического детектора (именно так — мы переспросили:) московской компании Redmadrobot Александра Алёхина (на фото). Redmadrobot занимается разработкой мобильных приложений и стала одной из активных участниц рынка дополненной реальности. Профессионализма, как, впрочем, и оригинальности, этим ребятам не занимать.
Расскажите, почему одним из основных направлений вашей деятельности была выбрана дополненная реальность?
Нам нравятся технологии, которые будоражат воображение и которые позволяют приблизить будущее, каким мы его знаем из фантастических романов и фильмов. Дополненная реальность — как раз одна из таких технологий.
Время начала нашей активной деятельности совпало с началом популяризации дополненной реальности. На западе она становилась трендом. В Ютьюбе начали появляться ролики разработчиков, которые экспериментировали с первыми доступными платформами — ARToolKit и его Flash-копией FLARToolKit. Технология показалась нам многообещающей и интересной в плане собственного развития. Так началось наше погружение. Первым проектом стала обложка газеты F5. До сих пор храним её в нашем портфолио в качестве реликта.
Два года назад маркер, напечатанный на бумаге и поднесённый к камере, вызывал бурю восторга, сейчас уже мало кого удивляют полноценные игры с дополненной реальностью на экранах мобильных устройств. Можно сказать, что технология приживается, множество людей знает о ней, и теперь ждёт от неё практической пользы. И ближайшее практическое применение технология находит в браузерах дополненной реальности — приложениях, помогающих ориентироваться в окружающей обстановке и получать актуальную этой обстановке информацию. Уже сейчас на рынке представлено более десятка подобных браузеров (junaio, Layar, Wikitude, Tagwhat, mTrip и др.), которые готовы показать вам оптимальный маршрут, посоветовать лучшее в округе кафе, перевести надпись на незнакомом языке, показать транслируемые через соцсети мысли окружающих вас людей, рассказать интересные факты о местах, которые вы посещаете, и предметах, которые попадаются вам на пути. Если связать эти разработки с трендом интеллектуальных личных помощников (самый известный — эппловский Siri), в итоге может получиться очень интересный симбиоз.
Конечно же, следует учитывать, что перспективы дополненной реальности напрямую зависят от исследований и разработок в области машинного зрения (сегментация изображения, распознавание предметов и людей) и интерфейсов ввода/вывода информации (очки дополненной реальности, голосовое управление и управление жестами). Такие гиганты как Google, Microsoft, Apple, Samsung сегодня формируют ландшафт будущего. Настоящая революция дополненной реальности начнётся с приходом устройств, проецирующих изображение прямо на сетчатку глаза, управляемых голосовыми командами и жестами. И прототипы, демонстрируемые сегодня, говорят о том, что это время уже не за горами.
Каков ваш самый интересный, амбициозный AR-проект?
Самой интересной частью работы, с нашей точки зрения, является исследование чего-то нового: самого принципа работы дополненной реальности или новых возможностей определения людей и жестов, открывшихся с приходом на рынок контроллера Kinect. Поэтому самые интересные для нас проекты начинаются со слов «мы пока не знаем, как это возможно, необходим ресёрч». Если говорить о самом амбициозном проекте, то он еще впереди. Stay, как говорится, tuned.
Вы имеете опыт сотрудничества с крупными российскими и зарубежными бизнес-структурами, такими как Росатом, Сколково и Ford. Есть ли разница в отношении к технологиям дополненной реальности у российских и зарубежных заказчиков? Кто из них охотнее работает с AR?
Имеет смысл говорить не о различном отношении к технологии, а о различном подходе к организации кампаний с использованием дополненной реальности. Как следствие — о различном масштабе и эффективности проектов. На западе дополненную реальность не рассматривают как палочку-выручалочку, одно наличие которой способно решить все маркетинговые задачи. Она — хорошее средство для привлечения внимания, но эффект дают несколько последовательных и взаимосвязанных этапов, где дополненной реальности отводится большая, но не решающая роль.
Хороший пример, иллюстрирующий идею — рекламная кампания iButterfly сети торговых центров SM Supermalls. Японские разработчики Mobile Art Lab создали игру, в которой участникам предложили ловить в реальном небе виртуальных бабочек. Само по себе занятие интересно первые 5 минут, но… Если добавить интригу — проморолики до начала акции, геолокацию и страсть к коллекционированию — в разных городах разные бабочки, социализацию — обмен бабочками с друзьями, практическую выгоду — каждая из бабочек является купоном на скидку, получится очень увлекательная активность. iButterfly App is a fun and smart advertising tool disguised as a game! (iButterfly App — интересный и умный рекламный инструмент, замаскированный под игру! — прим. ред.) Лучше не скажешь.
Хочется надеяться, что ситуация уже начала меняться в лучшую сторону, и в скором времени мы увидим удачные примеры отечественных компаний. Если говорить о нашем скромном вкладе в копилку хороших рекламных кампаний, то можно упомянуть последний проект, сделанный совместно с FIRMA Agency для Mini. Всем желающим предлагается припарковать виртуальный автомобиль в реальной обстановке и отправить фотографию на конкурс самых необычных способов парковки.
Интерес к технологии со стороны российского бизнеса возник где-то пару лет назад, когда началось вирусное распространение видеороликов успешных западных кампаний с применением дополненной реальности.
Если говорить о вариантах использования, то в первую очередь это — привлечение внимания к продуктам и услугам, то есть реклама. Второе направление использования — презентации проектов потенциальным инвесторам и партнёрам на выставках и форумах. В последнем случае получалась двойная выгода: во-первых, виртуальный макет получался на порядок дешевле в изготовлении и транспортировке; во-вторых, новая технология подчёркивала инновационный подход компании. В качестве примера можно привести проект виртуального макета индустриальных парков для Агентства регионального развития Калужской области, а также презентацию дома будущего, в постройке которого используются наноматериалы, производимые при участии корпорации Роснано.
Научно-исследовательские организации давно уже делают шаги в направлении популяризации своих идей и разработок при помощи дополненной реальности. В качестве примера можно рассмотреть недавний проект NASA — приложение, при помощи которого на своем столе можно посмотреть на трёхмерные модели реальных космических аппаратов Вояджер, Кассини, Юнона и других. Дополненная реальность используется здесь как инструмент привлечения внимания к теме исследования космического пространства, хотя сама по себе никакой уникальной ценности не представляет.
Интересное применение технология может найти в приложениях из серии «How To» — набор инструкций для решения локальных задач. В качестве примера можно привести ставшую классикой работу инженеров Боинг, которые использовали дополненную реальность на полупрозрачных головных дисплеях во время прокладки кабелей. Или более свежий пример — приложение для механиков BMW.
Являясь по сути интерфейсом к окружающему нас миру, дополненная реальность уверенно входит в нашу жизнь, делая её «более лучше». Процесс этот — эволюционный, незаметный для большинства людей и, к счастью, не зависящий от их заинтересованности.