Автор статьи — создатель Minecraft Маркус Перссон (Notch)
Это невероятно. Надеваешь некое устройство, и вот ты внутри любого мира, какого хочешь. Так было в книгах, так было в фильмах, все об этом мечтали. Но всегда была одна проблема: это плохо работало. Я как-то поиграл в парке развлечений в Dactyl Nightmare, и это было ужасно. Толстенные провода, плохое слежение, плохая визуальная точность. Виртуальная реальность долгое время никуда не годилась, и люди о ней практически забыли.
Но затем кое-что произошло. Или даже, точнее, оно произошло и раньше, просто никто не понял. Технологии наконец-то созрели для нормальной виртуальной реальности. Это поняла команда Oculus Rift, которая создала первый прототип VR, которую наконец-то можно использовать. Постепенно он становился всё лучше и лучше. Для финансового подкрепления своего энтузиазма они вышли на Kickstarter, и многие другие люди тоже пришли в восторг. Они собрали примерно в десять раз больше денег, чем хотели, и я был среди главных финансистов.
Я получил набор Oculus Rift для разработчиков и принялся с ним возиться. Было впечатляюще. Были проблемы с дизайном. Было головокружение. Были автографы всех членов Oculus Rift. Мне очень понравилось. Я поработал над парочкой прототипов, прежде чем переключиться на другие проекты. Я собирался купить ещё одну модель ближе к коммерческой версии.
Пару недель назад мне напомнили, что я до сих пор не посетил их офис — одна из наград на Kickstarter. Там должен был присутствовать Джон Кармак. Возможность посмотреть их последние разработки и одновременно пообщаться о VR (и Doom) с Джоном была слишком притягательной, поэтому я отправился в 12-часовой полёт. Увиденное впечатлило меня по максимуму. Они решили все главные недоработки, но всё равно оставались серьёзные дизайнерские и софтовые проблемы.
У меня всегда было ощущение, что я родился на пять-десять лет позже, чем надо. И я нутром почувствовал, мы стоим на пороге смены парадигмы, и я мог с ней поиграться. Я мог стоять у истоков проекта, участвовать в создании методов и практик. Я не сомневался, что через десять лет мы будем оглядываться на проблемы первых VR-решений так же, как мы сейчас смотрим на интерфейсные проблемы первых компьютерных игр, но мне всё равно было очень интересно. В моей голове мелькали потенциальные сферы применения и способы решения проблем (таких как графический интерфейс, перемещение, способы ввода, столкновения пользователя с предметами, преодоление экзистенциального кризиса VR и др.).
Конечно, в Oculus хотели Minecraft. Я сказал, что Minecraft не очень подходит для платформы, поскольку он сильно основан на движениях, работает на Java (с которой сложно выдавать уверенные 90 кадров в секунду, особенно на очень сложных уровнях, созданных пользователями) и требует много интерфейсных элементов. Но, пожалуй, было бы интересно сделать урезанную версию Minecraft для Oculus. Что-нибудь бесплатное, вроде Minecraft PI Edition? Я озвучил эту идею, и наши люди начали общаться с их людьми в поисках точек соприкосновения.
А затем, спустя меньше двух недель, их покупает Facebook.
Facebook — это не та компания, которая была изначально создана энтузиастами техники. Facebook — это и не игровая компания. Facebook всегда интересовало только число пользователей и ничего кроме этого. Для Facebook писались игры, и одно время этот подход хорошо себя оправдывал, но потом разработчики оказались в очень неприятной ситуации, когда Facebook решила поменять платформу в сторону большей социальности.
Не поймите меня неправильно, VR вполне подходит для социальной сферы. Я даже думаю, что социальная сфера станет одним из главных применений VR. Представьте, что вы сидите в виртуальной гостиной и видите аватару своего друга. Или на деловой встрече. Или в виртуальном кинотеатре, где вы взаправду смотрите фильм с другом, который на самом деле находится в семи часовых поясах от вас.
Но я не хочу работать с социальной сферой, я хочу работать с играми.
К счастью, одновременно с Oculus появились и её конкуренты. Они не идеальны, но конкуренция сама по себе — вещь очень правильная. Если в VR будет больше конкуренции, если VR будет работать лучше и лучше, я буду только рад. Я однозначно хочу быть частью VR, но я не хочу работать с Facebook. Её мотивы неясны, они часто меняются, исторически это платформа нестабильная. Ничто в истории Facebook не позволяет мне ей доверять. Я считаю эту компанию подозрительной.
И я дал десять тысяч не для того, чтобы профинансировать первый инвестиционный раунд для последующего приобретения Facebook.
Я давно не встречал таких талантливых и целеустремлённых людей. Я понимаю, что это чисто деловая сделка, и я хочу поздравить владельцев и Facebook, и Oculus. Но здесь наши пути расходятся.
Если вам интересен Minecraft в VR, вот отличный мод, который это делает. Он называется Minecrift, его можно скачать здесь.
Markus Persson, Notch.net