Технологии, которых может не быть: что случилось с дополненной реальностью?

Статья Гэри Маршалла (Gary Marshall) для TechCrunch интересна тем, что в ней даётся правдивый, но ...

Статья Гэри Маршалла (Gary Marshall) для TechCrunch интересна тем, что в ней даётся правдивый, но не популярный в профессиональных AR-кругах взглад на эту техноинновацию. Большая часть реализуемых сегодня проектов дополненной реальности — это пустышки, копирующие старые и изжившие себя идеи. Подтверждается это и нашим коллегой — редактором ныне не функционирующего издания Augmented Planet, которое одним из первых полностью сосредоточилось на AR. Если вы пользователь, прочтите материал, чтобы лучше понять ситуацию с тем, что может стать жизненной средой человека или крупнейшим провалом посленего десятка лет. Если вы разработчик, оглянитесь на то, что делаете — возможно, отсутствие свежих идей уже ввело вас в печальный цикл повторения пройденного. 

Технологии не всегда применяются с первого раза. Шум вокруг смартчасов поднимался в восьмидесятых, вокруг виртуальной реальности (и страшных фильмов о ней) — в девяностых и вокруг планшетов в начале двухтысячных, и ничто из этого сразу не прижилось. Но теперь они вернулись. Они вернулись как Android Wear, как Oculus Rift, как iPad.

Может ли дополненная реальность воскреснуть вслед за ними?

Дополненная реальность, это когда вы накладываете компьютерные вещи поверх реальных. Это может быть заполнение вашей реальной комнаты виртуальной фурнитурой для того, чтобы посмотреть, что из неё подходит, просмотр информации о ком-либо, кого вы встречаете в первый раз, или мигающее гигиеническое предупреждение о жирной ложке, которую вы собираетесь использовать в обед.

Она захватывает, и в 2009 году все люди были ей рады. AdWeek написал, что 2010-й станет годом дополненной реальности, а Time сделал AR четвёртым из десяти технологических трендов того же года.

Однако и четыре года спустя дополненная реальность едва ли взяла мир штурмом. Есть среди вас те, кто использует AR-зеркала в магазинах для виртуальной примерки вещей, AR-приложение, рассказывающее вам всё о человеке, на которого вы смотрите, или автоматически переводящее меню перед вами? Нет. И среди нас тоже.

AR-приложения

Уже созданы некоторые интересные приложения, такие как мебельнй софт IKEA, позволяющий нам увидеть, как будет выглядеть фурнитура в наших собственных комнатах, и AR-книги с приложениями для детей, вроде iDinosaur и Wonderbook от Джоанн Роулинг и Sony, но всё же мы вряд ли живём в дополненном будущем, предсказанном экспертами.

Почему же это не так? Мы спросили об этом Лестера Мэддена (Lester Madden) из Augmented Planet, который документировал AR-индустрию с 2009 года и гораздо дольше работает с мобильными технологиями. С ключевыми ролями в Microsoft, Skype, Symbian, Nokia и Orange его биография читается как «Кто есть кто» в технологиях (ежегодный справочник, содержащий биографическую информацию о выдающихся британцах — прим. ред.), и в то время как он рад потенциалу AR, он также реально оценивает достижения.

Была ли AR «раздута» слишком рано? Конечно, — заявил он TechRadar, — с какой новой технологией этого не было?

Как объясняет Мэдден, то, через что мы прошли, — неизбежный период перевозбуждения, «когда разработчики просто хотели включить дополненную реальность в свои приложения ради самого её присутствия», воображая «мир, в котором потребители будут размахивать своими телефонами вокруг, чтобы найти ближаший ресторан, кофейню, бар или железнодорожную станцию, даже если приложение предназначено для нарезания пиццы идеально ровными кусочками».

Проблема в том, что для дополненной реальности до сих пор не появилось killer app (приложения, выводящего технологию в мейнстрим — прим. ред.): пока многие разработчики считали, что AR стала ответом, они не были уверены в том, каков был вопрос:

Мы всё ещё находимся в бесполезной фазе распознавания контента либо ради него, либо, за небольшим исключением, потому, что за ним стоит рекламная кампания.

На текущий момент AR растеряла часть первоначального внимания — для Мэддена это произошло в 2013 году: «…каждое приложение, электронное письмо или пресс-релиз, которые я получал, были от разработчиков, выпускающих то, что я видел тысячу раз». И они опять собираются попасть в заголовки газет, поскольку новое поколение аппаратных средств вновь сделает AR важной.

Это новое поколение возглавляет Google Glass, но дополненная реальность также может идти рука об руку с виртуальной; совсем нетрудно представить игру, в которой вы могли бы носить Oculus Rift, Project Morpheus или гарнитуру Microsoft. С другой стороны огромный потенциал имеет Kinect, а также всё, что мы получали с танцами и Rabbids (имеется в виду игровой проект Ubisoft — прим. ред.), так что мы не собираемся связывать надежды с очень далёким будущим.

Из всего ожидаемого программного обеспечения наиболее интересными являются Google Glass: их AR-возможности не так уж надуманы — навигация, в конце концов, по существу является приложением дополненной реальности — и были серьёзно восприняты AR-экспертами. Компании, вроде Wikitude, Layar и metaio, первопроходцы дополненной реальности, очень заинтересованы в потенциале Glass.

Программа Engineer от metaio — хороший пример полезности AR. Предназначенная для промышленности, она может наложить все виды данных на видеопоток с камеры в реальном времени: так, например, она способна применить CAD-модели на пустой площадке или выделить специфические компоненты в моторном отсеке. Это впечатляет на iPad, но было бы ещё более впечатляющим на смарточках.

Другие примеры демонстрируют сильные и возможные слабые стороны дополненной реальности. Возьмём «глянцевые» планы Layar на Google Glass: кто-то читает бумажный журнал, в котором запускается встроенное видео, а затем прокручивает панораму в углу поля зрения.

Это умно, но неужели это то, что нам нужно или чего мы действительно хотим? Не более ли осмысленно получить видео, панорамы и всё остальное в приложении для iPad?

Мэдден разделяет нашу озабоченность и предупреждает, что первое поколение нательных устройств станет проблемой Glass: хотя нательная дополненная реальность является предметом мечтаний многих AR-евангелистов, разработчики, без сомнений, обречены совершать прежние ошибки, и мы будем засыпаться приложениями типа «найди что-нибудь рядом».

2014 — не тот год, в котором мы все станем киборгами, — предсказывает Мэдден. Насчёт 2015-го такой уверенности у него нет.

Изменения грядут

Так что нужно изменить в дополненной реальности, чтобы наконец предоставить обещанное? «Нам нужно преодолеть момент, когда нательные устройства сродни клейму, — говорит Мэдден, пока эта проблема, вероятно, становится наименее важной по «модным» причинам — например, партнёрствам, таким как сотрудничество Google с владельцами Ray-Ban и Oakley из Luxottica, которое может сделать Glass значительно привлекательнее; и возможности Android Wear также захватывают. Но хорошая внешность не снимает более фундаментальный вопрос: какую проблему решает дополненная реальность?

Перспективы AR-очков впечатляют, но есть опасность того, что они могут оказаться такими же, как нынешние смартчасы — кучей устройств без веских оснований для существования.

Чтобы дополненная реальность стала мейнстримом, говорит Мэдден, «нам нужно убойное приложение, нужное каждому, включая ваших родителей, если работа с AR-очками должна стать столь же естественной, как поднятие трубки».

Кто бы не пришёл с ним, он заработает много денег.

Categories
Статьи

RELATED BY