Сила слёз: почему Google положила глаз на контактные линзы

Переведённая нами статья cтаршего редактора Engadget Джозефа Вольпа (Joseph Volpe) посвящена попытке раскрыть мотивы Google ...

Переведённая нами статья cтаршего редактора Engadget Джозефа Вольпа (Joseph Volpe) посвящена попытке раскрыть мотивы Google в, на первый взгляд, бессребренническом стремлении выпустить на рынок первый потребительский гаджет в форм-факторе контактных линз. Сам проект может стать важнейшим шагом от громоздких и подчас лишних нательных устройств, таких как очки и часы, к максимальному приближению свободно продаваемой электроники к телу человека. Также совершенствование представленной Маунтин-Вью технологии запросто может привести к новому прорыву на пути миниатюризации устройств дополненной реальности. В конце концов, ещё каких-нибудь три года назад даже специализированный бизнес не предполагал масштабы будущего ажиотажа вокруг смарточков Glass… 

Когда увлечение крончиком (гибридом круассана и пончика от кондитерской Доминика Анселя (Dominique Ansel Bakery) прокатилось по Нью-Йорку в начале весны прошлого года, главным и единственным неудобством, связанным с новым кулинарным изделием, было мучительное выстаивание очереди для его получения. Для ответственного человека, живущего с диабетом типа «1» или «2», как мой друг Кэйра, время выпекания было бы омрачено несколькими более раздражающими факторами.

Во-первых, было бы необходимо делать тест через укол пальца (делается в любом месте с помощью наручного глюкометра), чтобы измерить уровень сахара в крови за час до еды. Затем должен был бы быть проведён расчёт содержания в драгоценном сладком лакомстве из SoHo углеводов, сопровождаемый регулированием дозы инсулина в насосе на талии. Наконец, последующий тест с уколом пальца должен быть сделан спустя два часа после крончика, чтобы ещё раз установить базовую дозу инсулина. Это — истинное неудобство. Это жизнь с диабетом. И, можете себе представить, не все диабетики дисциплинированы. Но Google хочет изменить это… контактными линзами.

Сама идея не нова, так что пока не стоит торопиться аплодировать Google. Исследователи многие годы ходили вокруг да около различных способов реализации мониторинга глюкозы на основе контактных линз, в том числе с методами, включающими биотопливную ячейку, которая работает на слезах, и измерении колебаний уровня глюкозы через флуорисценцию. Google со своими смартлинзами использовала аналогичный подход, применив светодиоды вместо флуорисценции для оповещения пользователей. Да, это означает, что диабетики могут ходить вокруг с меняющими цвет контактными линзами в глазах, только не для того, для чего вы или какая-нибудь поп-звезда могли бы их пожелать.

Другой очевидный плюс к основанному на контактных линзах контролю глюкозы может быть описан двумя словами с большим резонансом среди диабетиков: «непрерывный» и «неинвазивный». Хотели бы вы колоть пальцы по нескольку раз в день? Не волнуйтесь, я знаю, что единственно правильный ответ — отрицательный. Вы хотели бы смотреть в зеркало или зеркальце каждые несколько часов, чтобы контролировать цветную точку под нижним веком, показывающую различные уровни глюкозы? Правильный ответ: «Конечно, я предпочитаю всё, что не предполагает уколы и ежедневный риск занести инфекцию». И это обещает технология контактных смартлинз Google. Это предоставило бы диабетикам ныне недостижимую степень свободы, способность отказаться от того грубого ритуала сбора крови в пользу контактных линз, которые без проводов «считывают показатели раз в секунду».

К сожалению, нательные технологии отслеживания состояния для диабетиков до сих пор не выбрались в мейнстрим. Положение дел таково не потому, что концепция не имеет поддержки, а из-за цены, как рассказал один из учёных, стоящий за разработками в области флуоресцентного детектирования (Сергей Шлеев (Sergey Shleev) из шведского университета Мальмо — прим. ред.). Ценовой барьер — то, что Google может помочь преодолеть со своей всепроникающей сервисной моделью свободного использования… или, по крайней мере я предполагаю, что таков и будет подход. При ежедневной замене слишком дорогих для медицинских страховок большинства людей линз перспективы одноразовых глюкометров на их базе нишевы и тусклы. Но так ли это на практике?

Согласно отчёту центра контроля заболеваний США 2011 года, почти 26 миллионов американцев сегодня живут с диабетом и ещё 7 миллионов недиагностированы (как рассказало в ноябре того же года агентство «РИА Новости», «более трех миллионов россиян, согласно официальной статистике, болеют сахарным диабетом, однако их реальное число в три раза превышает эти данные и составляет 9–10 миллионов» по данным директора института диабета ФГУ «Эндокринологический научный центр» Марины Шестаковой — прим. ред.). В это число не вошли ещё 79 миллионов преддиабетиков, живущих с диабетом предшествующего второму типа, на долю которых приходится до 95% случаев заболевания в Соединённых Штатах. Второй тип является формой диабета, связанной со старением и сидячим образом жизни, то есть это количество, хотя и тревожит, не должно очень обеспокоить всех.

Таковы данные правительства США. Google при анонсе своих контактных смартлинз процитировала данные Международного диабетического фонда (International Diabetes Foundation — IDF), некоммерческой организации, базирующейся в Брюсселе, Бельгия, за 2013 год. Данные IDF закрепляют за США третье место по количеству больных в возрасте от 20 до 79 лет с примерно 24,4 миллионами диабетиков. Это контрастирует с данными по Китаю и Индии, которые являются домом для 98,4 и 65,1 миллиона диабетиков соответственно (разница в количестве населения между США и Китаем, а также США и Индией составляет около миллиарда человек в каждом случае — прим. ред.). Эти показатели вливаются в примерно 382 миллиона больных диабетом по всему миру, когда учитываются все территории, и это только в 2013 году. Глобальная оценка на 2015 год доходит до пика в 592 миллиона. Или, если взять прогноз CDC, мы видим каждого третьего американца с диагнозом «диабет» в 2050 году. Проблема уже становится очевидной?

Но почему Google заботится о диабете? Конечно, новости о её проекте контактных линз были бы встречены с меньшим замешательством, анонсируй Google его как очевидное продолжение проекта Glass, мобильную нательную технологию, находящуюся буквально в вашем глазу. Я уверен, это то, чего многие из нас так или иначе ожидали. Правда, Google нужны данные. Это компания, которая превратила сбор информации в бизнес. Такова причина, по которой она недавно выложила $3,2 миллиарда за Nest — очевидная попытка отследить потребление нами энергии. Вы получаете свои Gmail, поиск и другие сервисы Google бесплатно, потому что Google получает ваши личные данные. Они — валюта Google, и информация о здоровье — просто другой её аспект. Все мы болеем и все мы знаем врачей, клиники, больницы и аптеки, с которыми трудно вести дела. Google это знает и если она может перевернуть парадигму и передать контроль в руки пользователей — что ж, тогда это взаимовыгодно. Мы получаем отслеживание, управление и контроль состояния здоровья через базы данных Google и партнёрские приложения, а она выжимает информацию до последнего доллара.

Вы не одиноки в ощущении дежавю; Google делала это и раньше, и результаты были неутешительны. Ещё в 2008-м компания представила Google Health, базу данных для персонального сбора медицинских записей, которая в теории была отличной идеей: медзаписи, которые принадлежат вам и передвигаются с вами, а не с медработниками. Согласно заявлению самой компании, Google Health был основан на идее, по которой с большим количеством информации лучшего качества люди смогут делать более разумный выбор в отношении управления личным здоровьем и самочувствием». Конечно, такой доступ к данным — улица с двухсторонним движением. Что свойственно Google, привычки пользователей Health были записаны (например, нажатые ссылки, число регистраций) для внутреннего применения — тип данных, которые представляют собой Google Trends. Тем не менее, в конечном счёте право раскрыть информацию осталось исключительно в руках пользователей, как записано в правилах конфиденциальности Health. Так Google, за исключением обязательного соблюдения правительственных запросов, могла наблюдать только то, какие данные пользователи сделали скрытыми, и не более.

Попытка, однако, провалилась, и Google была вынуждена закрыть проект в 2012 году. Оказалось, он, что неудивительно, был популярен только у «технически подкованных пациентов и их опекунов… а также у энтузиастов в области фитнеса и здорового образа жизни». Давайте разберёмся, чтобы копнуть чуть глубже. База Google Health преимущественно состояла из энтузиастов и фриков от фитнеса — определённого сорта ранних пользователей, которые принимают нательные технологии незамедлительно. Берём их, добавляем известные (и растущие) эпидемии, типа диабета, существующие технологии мониторинга глюкозы на основе контактных линз, смешиваем их, и у нас есть рецепт для успешного воскрешения Google Health. Но не будем называть это так, пока этого не сделает Google.

Google возвращается в здравоохранительную игру, пусть и через чёрный ход со стороны популярных проблем здоровья, таких как гериатрия и диабет. И всё потому, что Google заботится о ваших данных.

Categories
Статьи

RELATED BY