ARNext представляет вам статью одного из идеологов нательных компьютеров и бессменного руководителя проекта смарточков Google Glass профессора Тэда Стэрнера (Thad Starner), опубликованную в журнале Wired. В ней Стэрнер объясняет, каким образом нательные компьютеры помогут нам всё меньше зацикливаться на наших гаджетах, съедающих драгоценное время, и жить полной жизнью с гордо поднятой головой, а не уткнувшись в смартфоны, раздваивающие единую реальность физического и виртуального.
Один из идеологических смыслов Google Glass в том, чтобы нужные в определённый момент технологии отходили с пути, когда не нужны. Glass предназначены для помощи людям в жизни собственными жизнями без фокусировки на технологиях. Нательные компьютеры в общем играют вспомогательную роль в деятельности пользователя, в отличие от компьютера, находящегося в центре внимания.
Ванневар Буш (Vannevar Bush), один из самых ранних пионеров вычислительных технологий, понял эту идею и описал нательные компьютеры и камеры в версии своего эссе «As We May Think» для номера LIFE за 1945 год. К сожалению тогда существовали лишь самые ранние ЭВМ, и эти мэйнфрэймы требовали, чтобы мы сами к ним ходили. Медленно, но тем не менее технология пришла к нам сама: от компьютеров на наших столах к ноутбукам и мобильным телефонам.
Несмотря на то, что эти технологии снизили барьер на обращение и доступ к информации, они создали другие барьеры. Сегодня мы уже достаточно встречали буквальные барьеры из экранов на пути к личному общению.
Можем ли мы вместо этого сделать устройства, которые поощряют личное общение, общение лицом к лицу, при этом обеспечивающие людей необходимыми данными только тогда, когда им это нужно? Я изготавливал и использовал нательные компьютеры в повседневной жизни с 1993 года и был техническим руководителем и управляющим Google Glass с рождения проекта в 2010 году. Это может показаться парадоксом, но я утверждаю, что, делая технологии и вычисления ближе к телу, действительно можно улучшить коммуникацию и внимание — дать технологии встать на новый путь.
Все конструкции нательных компьютеров представляют собой компромисс между временем автономной работы и весом, размером и модой, простотой использования и типами поддерживаемых задач. Glass отличается и своим категорически иным инженерным подходом, и иным взаимодействием с пользователем, эксплуатирующим главные преимущества нательного компьютинга (в противоположность репликации интерфейса персонального компьютера или смартфона).
Нательные компьютеры сокращают время между намерением пользователя выполнить задачу и первым действием по её решению, и это их основное преимущество. Также они могут быть очень социальными устройствами в открываемом ими взаимодействии и контексте, в котором они используются. (Например, Glass предназначены для лёгкого обмена впечатлениями через десятисекундные видеоклипы, фото и Hangouts, а также предоставляют участникам диалогов явный социальный контекст в зависимости от того, где используются.) Наконец, нательные компьютеры могут быть разработаны для принятия второстепенной, вспомогательной роли в жизни пользователя, не становясь главными объектами его внимания.
Проектирование для социальной прозрачности и пребывания в струе
Когда я начал работать в MIT Wearable Computing Project (Проекте по нательным вычислениям Массачусетского технологического института — прим. ред.) в 1995 году, наша группа из тех, кто ежедневно носил компьютеры, вскоре обнаружила, что наши собеседники не понимают смысла их применения. Они ошибочно думали, что мы постоянно «живём в виртуальной реальности».
В ответ целью стало создание более социально понятного интерфеса. Я буду использовать Glass, подарившие мне самые последние впечатления, для иллюстрирования. Возьмём дисплей. Мы решили установить дисплей высоко, чтобы не было препятствий для зрительного контакта. Даже если пользователь наклоняет голову и смотрит через него, его глаза всё ещё можно увидеть. Когда дисплей работает, и пользователь, и его собеседник могут это видеть. Такая конструкция делает видимым использование устройства.
Двигаясь дальше, использование Glass включает социальные действия. Когда мне задавали вопрос, я мог ответить «Я не знаю, дайте посмотреть», и я физически поднимал глаза на дисплей Glass, будто вызывал поиск Google. Точно так же «OK Glass, take a picture» извещает моих собеседников о том, что делается фотография. Кроме того камера может быть вызвана нажатием кнопки на углу «оправы». Жест, который включает взгляд на объект, маневрирование головой в поисках нужного угла и нажатие кнопки затвора, знаком. Он напоминает действия, которые я выполнял бы с обычной карманной камерой. Создание очевидности использование Glass превращает его в общий социальный опыт.
Для пользователя положение дисплея аналогично зеркалу заднего вида в автомобиле: сверху и в стороне от нормальной линии взгляда. Взаимодействие создано быть кратким. Как в зеркало заднего вида, человек может бросить на дисплей краткий взгляд, чтобы получить нужную информацию перед быстрым возвратом к обычному взгляду, направленному вперёд. Дисплей разрешением 640×360 появляется на некотором расстоянии от тела. Таким образом человек может видеть его без изменения физического фокуса глаз от того, что он видит в окружающем мире.
Этот дизайн, сфокусированный на удерживании пользователя с гордо поднятой головой, является ключом к тому, чтобы он был в струе и имел актуальные знания об окружающем мире, находись он в пылу беседы или гуляй по улице. Родители снимают концерт своего ребёнка, держа голову прямо благодаря Glass, вместо того, чтобы жить, глядя в видоискатель. Насколько это возможно, Glass убирает с пути технологию, так что пользователь может сосредоточиться на действительно важном.
Проектирование для разговора
Иметь доступ к веб-поиску одним взглядом удивительно полезно в беседе лицом к лицу. Наше обращение к барьерам в виде дисплеев ноутбуков или смартфонов не означает, что мы не обращаем внимание на то, что говорят наши коллеги или члены семей. К тому времени как мы возвращаемся к искомой информации, разговор уходит вперёд.
Последнее является ключевым фактором. Самым большим препятствием для использования смартфона во время разговора является время, необходимое, чтобы его использовать. Мои исследования планирования встреч в процессе разговора показали, что люди часто передумывают использовать для этого мобильные устройства. Достать гаджет, разблокировать его, затем перейти в нужное место интерфейса, чтобы начать поиск — это удаляет пользователя из разговора более чем на 20 секунд.
Позвольте мне остановиться на этом на мгновение. На самом деле отсчитайте 20 секунд, прежде чем читать следующее предложение. 1…..2…..3…..4…..5…..6…..7…..8…..9…..10…..11…..12…..13…..14…..15…..16…..17…..18…..19…..20. Готово? Вы на самом деле ждали эти 20 секунд? Наверное нет, потому что это просто-напросто кажется глупым и нарушает процесс чтения. Представьте себе эту задержку плюс реальное использование телефона во время разговора. Хуже всего то, что люди затормаживаются и заполняют разговор пустыми фразами, чтобы скрыть неловкое ожидание или тишину. К примеру, в ответ на вопрос к коллеге «Можем ли мы встретиться в четыре часа дня?» я получил следующее:
- человек нащупывает в кармане свой телефон;
- говорит: «Постой, дай проверить моё расписание…»;
- в поисках информации ломает голову: «Я знаю, что я сегодня занят…»;
- отвлекается от устройства: «В который час, говоришь?»;
- подтверждает информацию и говорит вслух: «Четыре вечера, не так ли? Сейчас найду…»;
- отвечает на вопрос: «Да, могу».
Между тем собеседник «тормозит», заполняя задержку глупым перекидыванием фразами, пустым временем ожидания или спускаясь в свою кроличью нору в устройстве, доказывая перекрывающую природу взаимодействия.
Целью технологии должно быть оказание помощи с потоком человеческого взаимодействия, но неправильно обращать на неё слишком много пользовательского внимания.
Сокращение времени между намерением и действием
Нательные устройства усиливают пользователей за счёт сокращения времени между их намерениями решать задачи и возможностью их решать. Владельцы Glass могут приступать к полезным делам за пару секунд: проверке времени, фотосъёмке, просмотру следующей запланированной встречи, чтению первых строк писем, чтобы увидеть, важны ли они, проведению быстрого поиска, просмотру прогноза погоды, чтению текста, началу записи видео.
Такие микровзаимодействия являются социальным эквивалентом проверки времени на наручных часах: информативно, но достаточно быстро для того, чтобы быть минимально разрушительным и не оказывающим реального воздействия на разговор.
Проектирование таких микровзаимодействий наиболее важно для людей, чья работа (например, работники умственного труда) или образ жизни (родители-одиночки) требуют постоянного контроля общения. Микровзаимодействия являются ещё одним способом держать людей в потоке их деятельности.
Противоречивость социального этикета пербывания на встрече с мобильным телефоном — то, что испытывают многие работающие родители — может быть преодолена нательными устройствами вроде Glass. C ноутбуками и смартфонами есть желание контролировать электронную почту и SMS, однако на самом деле пользователя в его устройстве привлекает интерфейс.
Касаемо этой реалии, мы намеренно ограничили интерактив Glass, чтобы дизайн аппаратного и программного обеспечения отличался скоростью и незаметностью. Для всего, что требует больше нескольких секунд взаимодействия, пользователь переходит к своему ноутбуку или телефону. Это разделение требует от пользователя принять решение о более активном вовлечении в технологию для более глубокого взаимодействия, когда его внимание обращено к устройству.
Glass также предназначены для «игнорабилити» (англ. «ignorability» — прим. ред.). По умолчанию дисплей выключен. При уведомлении короткий «динь» сообщает о входящем сообщении или письме (в Gmail это письмо, отмеченное звёздочкой, помеченное пользователем). Пользователь может отклонить его или поднять голову вверх, чтобы отобразить уведомление. Затем кивок убирает сообщение. Время, требуемое для начала взаимодействия, смещается к двум секундам от двадцати.
Запуск технологии
Сокращение времени между намерением и действием не просто хорошо — оно должно быть. Надо отметить, что это наиболее важно для людей с похим зрением или слепых, сталкивающихся с само собой разумеющимися для зрячих рутинными задачами, вроде поиска одинаковых носков или определения, содержит ли банка консервов глютен или орехи.
В Соединённых Штатах слепы шесть миллионов взрослых людей (по данным ВОЗ на 2010 год, в мире слепота по тем или иным причинам поразила около 40 миллионов человек — прим. ред.). Чтобы помочь в удовлетворении их потребностей, исследователь Google Glass профессор Джефф Бигэм (Jeff Bigham) создал приложение VizWiz, которое на анонимно заданные вопросы на аутсорсинговой основе передаёт ответы от удалённых сотрудников, и его коллеги Брэндин Уайт (Brandyn White) и Эндрю Миллер (Andrew Miller) подали идею использования Glass вместе с WearScript. Идея в сокращении времени ожидания и количества социальных барьеров для помощи в повседневных проблемах.
«В реальном мире, — замечает доктор Бигэм, — пользователи не ищут ответы изолированно. Они пытаются что-то сделать — приготовить обед, погулять, ухаживать за любимыми. Вытаскивание телефонов для фотографирования временно удаляет их из этой деятельности». Для него Glass — это способ «дать людям нужную информацию, не отвлекая их от того, что их действительно заботит».
Между тем моя группа в Технологическом институте Джорджии только что выпустила прототип приложения для Android и софт для Glass под названием «Captioning on Glass» («Субтитры для Glass»), предназначенные слабослышащим людям. Во время разговора тет-а-тет один его участник говорит в телефон, который распознаёт его речь и передаёт текст на дисплей Glass человеку, которому в силу нарушения слуха легче читать.
Во многих случаях слабослышащий способен понять, о чём говорит собеседник, по звукам, контексту, мимике, глядя на губы. Транскрипция заполняет детали. Таким образом при наличии смарточков их пользователь остаётся на волне беседы, смотря на лицо говорящего, чтобы получить всю возможную информацию, одновременно ускорив естественный разговор.
От микровзаимодействий к микрообучению
В общем, мы можем переключить фокус своего внимание в доли секунды и делаем такое «мультиплексирование» постоянно — во время прогулки, приёма пищи, в разговоре. На самом деле нашим глазам становится некомфортно, если мы пытаемся задерживать их более чем на 0,6 секунды. Проблема возникает, когда перекрываются две задачи (особенно это касается языковых задач), которые требуют внимания слишком долго, заставляя пытаться использовать многозадачность. Введение краткого взаимодействия позволяет пользователю сохранять контроль.
Такие микровзаимодействия также могут привести к микрообучению.
В другом примере, котоый применяется к инвалидам, моя команда из Джорджии пытается помочь слышащим родителям глухих детей учиться американскому языку жестов. Более 90% глухих детей рождается у слышащих родителей, и родители имеют трудности в получении достаточных знаний о языке жестов, чтобы учить своих чад.
Иногда первое знакомство глухого ребёнка с языком происходит в начальной школе. Даже когда одному из родителей удаётся научиться основным жестам, обучение новой лексике даётся нелегко. SMARTSign предоставляет микроуроки жестового языка, предназначенные для обучения лексике родителей, которые должны уметь общаться со своим ребёнком. Доктор Ким Сюй (Kim Xu), изучавший значительные преимущества доставки уроков по жестовому языку на мобильный телефон, уже портировал SMARTSign на Glass. В течение дня пользователи получают уведомления о доступных микроуроках. Если у них есть свободная минутка, они могут найти видео с жестами в уведомлениях Glass. После короткого ролика пользователю предлагается выбрать эквивалентное понятие в английском в тесте с множественным выбором. В зависимости от результатов решения жест будет воспроизводиться более или менее часто в ротации видео, пока пользователь не продемонстрирует его знание. Если есть больше времени, ученики могут попросить больше видео.
Я недавно выучил 10 новых жестов в очереди на посадку в самолёт. При помощи Glass, чтобы понизить барьер для родителей, изучающих язык жестов, мы надеемся способствовать приобретению глухими детьми языковых навыков через стимуляцию доступности их языка в их домах.
Это лишь немногие из примеров, в которых Glass — и, я уверен, другие нательные устройства — может снизить барьеры для людей в их повседневной жизни.
Каждый раз, когда вычисления становились более мобильными, более доступными и интерактивными, происходила революция в новых услугах и экосистемах. Тем не менее, на этот раз, надеюсь, сближение с технологиями по сути уберёт их с дороги. Вот, что действительно обещают нательные технологии… и теперь это, наконец, может быть реализовано для всех.