Многие считают дополненную реальность (AR) футуристической концепцией, но в 2013 году она станет реальностью нашей жизни. Это новая технология, размывающая границу между реальным миром и данными, созданными компьютером для улучшения того, что мы слышим, видим и чувствуем. Я прогнозирую, что в следующем году это будет везде. Вот пять причин, почему я так считаю.
Очки наступают!
Будь то Project Glass от Google или концепт-фильм «Sight», интернет сегодня полон идей на тему зрения а-ля «Терминатор». В этом году сразу несколько компаний сделали довольно впечатляющие шаги в этом направлении. Так, осенью фирма Vuzix на ежегодной выставке InsideAR представила прототип-монокуляр для промышленного использования. Innovega на CES 2012 показала прототип контактных линз с AR-технологией, на который сейчас хочет получить одобрение FDA. Учёные из Вашингтонского университета продемонстрировали контактную линзу с изображением пиксела на глазе (правда, пока кролика).
А тем временем такие торговые бренды, как Oakley, а также игровые бренды вроде Valve, уже успели запатентовать кое-что на этом поприще, чтобы не дать обогнать себя гигантам Apple и Microsoft. Но не беспокойте Дедушку Мороза своими письмами: в широкой доступности (и с приемлемой ценой) AR-устройства вряд ли появятся раньше 2014 года.
AR приходит на смартфоны
Если AR-очков в ближайшее время не ожидается, то уже совсем скоро производители и операторы начнут оснащать AR-технологиями дисплеи и камеры на новом поколении смартфонов. Более того, это практически уже происходит.
Nokia недавно представила приложение City Lens, эксклюзивное для её устройств Lumia. Британский производитель процессоров ARM тоже присматривается к AR в своей архитектуре для устройств Samsung Galaxy S2, S3 и Note. Да, и не забудем об операторе Telefonica и его безумном плане с AR-рекламой во всей сети O2, и это не считая мобильных купонов и геолокационных сервисов.
Повсюду геолокация
GPS и геоданные уже давно используются для создания дополненной реальности. Хорошо известны приложения вроде Junaio и Layar, в которых есть навигационные «каналы» и «слои» на базе географического положения пользователя. Это позволяет этим приложениям показывать как бы щиты в небе (или НЛО), на которых отображается информация о вашем окружении. В 2013 году следует ожидать появления нового поколения различных концепций на базе GPS, и в них будут использоваться не только данные различных датчиков вроде гироскопа или камеры, но и другие нишевые мобильные технологии, например NFC.
Такие компании, как Hover, уже очень плотно занимаются разработкой и дополнением трёхмерных карт городских районов, а моя компания (Metaio) успешно разработала алгоритмы для извлечения данных такого типа из облака и синхронизации их с реальным миром. Так что в 2013 году ваш город может стать гораздо более дополненным.
Конец плохих программ
Всегда были и будут маркетологи, которые будут злоупотреблять полезными технологиями для своих гнусных целей (например QR-коды). Однако радует то, что со временем приложения от брендов будут всё лучше и быстрее, они будут всё лучше мотивировать пользователей к регулярному использованию. Когда-то мы дивились трёхмерным улыбающимся зайчикам, которые глядели нас с маркетинговых материалов, но создавать каждый раз новое приложение для одноразового использования — это и не масштабируемо, и неразумно с точки зрения пользователя.
В каталоге IKEA за 2013 год появился AR-вьювер, визуализирующий мебель в 3D и показывающий читателям некоторый дополнительный видео- и цифровой контент. Выйдя в июне, этот каталог уже стал самым часто загружаемым брендовым приложением 2012 года. После такого успеха следует ожидать, что и другие компании начнут подходить к организации всего жизненного цикла продуктов по-новому, уже с акцентом на AR-решения. Примерно так сделала Mitsubishi Electric со своим корпоративным приложением MeViewAR, позволяющим визуализировать работу нагревателей и кондиционеров. В 2013 году Mitsubishi Electric перейдёт уже к следующей фазе — визуализация инструкций по техобслуживанию для персонала.
Рождение мифического «убойного приложения»
Может быть, оно так никогда и не появится, но всё же. Дополненная реальность — это горизонтальная технология, из-за чего довольно сложно создать AR-версии таких программ, как Evernote, YouTube, WordPress или Instagram. Однако мы уже видели AR-версию Angry Birds, и пусть она даже неофициальная, всё равно это яркий показатель возможностей AR-игры, и это может привести к массовому появлению таких игр. И несколько хороших примеров уже есть, например игра JengAR, в которой 3D-контент интегрируется непосредственно в окружение игрока.
Вот это будет нечто.
По материалам VentureBeat (автор Trak Lord)