Если последние несколько лет или около того вы не жили в пещере, то вы, вероятно, знаете о народном финансировании и том, что оно как предположительно феноменальный инструмент для сбора денег может быть полезно предпринимателям. Известны истории быстрого успеха продуктов, вроде смартчасов Pebble или Oculus Rift, которые собрали миллионы с инвесторов через платформы, такие как Kickstarter или Indiegogo.
Естественно, в ведении кампаний на этих платформах есть преимущества, и главным из них является получение доказательств реализуемости и правильности концепции. Например, у вас есть потенциально инновационный проект, устройство или технология, но вы тем не менее не знаете, будет ли это востребовано на рынке. Опубликуйте всё на Kickstarter с броским (предпочтительно профессионально производства) вводным видео и вы сможете оценить интерес пользователей по количеству инвестиций, которые получите.
С некоторыми платформами, вроде Indiegogo, возможны гибкие схемы финансирования — это означает, что даже если главная цель не достигнута, вы всё равно можете получить деньги (пусть и с большей процентной таксой).
Своевременность и импульс
Первоначально определённый продукт может сопровождать волнение и стартовый импульс, и он способен догнать другие продукты, услуги или компании на рынке.
В качестве примера возьмём Pressy. Команда, стоящая за Pressy, пообещала дополнительную кнопку для смартфона, которая подключается к 3,5-миллиметровому разъёму для аудиоаксессуаров, которую можно запрограммировать на совершение смартфоном определённых действий. Проект далеко превзошёл свою цель в $40 000, в виде обязательств заработав $695 138. Разработка проекта претерпела несколько задержек — в основном из-за производственных проблем.
Ещё до того, как Pressy получила возможность выпуска товара, некоторые схожие устройства уже вышли на рынок, и в том числе MiKey от культового китайского бренда Xiaomi. Другие предприимчивые разработчики также придумали альтернативные способы использовать дополнительную кнопку. К примеру, возьмём Dimple, которая предлагает не одну, а целых четыре программируемые кнопки, подключаемые по NFC. Проект был запущен на Indiegogo и с целью $40 000 собрал $87 125.
Для потребителей сдерживающий фактор в том, что краудфандинговые проекты могут быть лишь на бумаге, и стартапы, которые предлагают свою продукцию через краудфандинговые кампании, могут оказаться неустойчивыми или даже потерпеть крах.
Качество проекта
Многие предприниматели клянутся, что проекты с народным финансированием — отличный вариант для стартового финансирования проекта, наряду с поиском бизнес-ангела. Здесь кроется ключевой вопрос устойчивости, который также может заключаться в проблеме морального риска. В защиту концепции можно сказать, что краудфандинг способен стать отличным способом доказать бизнес-ангелам, венчурным капиталистам и другим институциональным инвесторам, что ваш стартап стоит пристального внимания. Тем не менее может оказаться, что поиск финансирования из сторонних источников, таких как краудфандинговые платформы, на ранних стадиях отпугнёт венчурный капитал.
Венчурные капиталисты — умная братия и хотят вложить свои деньги туда, где есть больший потенциал успеха. С народным финансировнием в распоряжении предпринимателей венчуры, ангелы и другие инвесторы скорее всего выберут для вклада более поздние стадии, когда проекты покажут признаки роста и успеха. Какие последствия это влечёт для других предпринимателей, у которых нет проектов, способных привлечь массовую аудиторию?
Также теряется дополнительное преимущество поиска инвесторов — менторство. Опытные предприниматели и инвесторы могут помочь сгладить неровности вашего бизнеса. Клиенты же могут рассказать вам, чего хотят, но всегда сохраняется загадка — жизнеспособные ли, прибыльные ли это идеи в итоге?
Ответственность
Для многих предпринимателей сроки являются самой страшной частью работы стартапа, особенно если инвестиции связаны с выдачей акций и рассеиванию контроля над компанией. Это может не быть проблемой, если инвестиции принимаются от бизнес-ангела. Но при венчурном финансировании запросто доставит массу беспокойства. Тем не менее получение денег через краудфандинг — по существу просто предварительная продажа продуктов или услуг. Вы не останавливаетесь на передаче акций.
В этом случае обеспокоенность вызывает ответственность сторон. Если (и когда) стартап терпит крушение, предприниматели несут ответственность перед своими инвесторами, которые будут реализовывать активы или интеллектуальную собственность для компенсации потерь. Но в том случае, если кампания народного финансирования не достигла своей цели, кому будет подотчётен предприниматель?
И ещё одной проблемой может оказаться качество финансируемых проектов. Кампании низкого качества с отличными презентациями могут вытеснить действительно инновационные идеи, которые не могут с ними конкурировать. В худшем случае все начинают кампании для тупых деревянных болванок. И, возможно, ещё хуже будет, если даже болванок в итоге не получится.
Не поймите неправильно: краудфандинг сам по себе — неплохая идея, особенно для проектов, которые не представлены в другом месте (имеется в виду реальный бизнес или проявленная социальная заинтересованность). Однако при его популярности потребители могут быть убаюканы ложным чувством безопасности народного финансирования. К примеру, если определённый проект достиг переломного момента, вы можете легко соблазниться нажатием кнопки «участвовать» и отправить некоторую электронную сумму на продукт, получения которого будете ждать месяцы. Для потребителей это значит, что стоит быть более разборчивыми в вещах, которые они покупают или финансируют. Для предпринимателей краудфандинг может служить хорошим способом проверки идей, но без индикации надёжности.
Джей Анджело Ракома (J. Angelo Racoma), Social News Daily