Представьте себе: изобретение термина «дополненная реальность» состоялось лишь 1990 году. И только сегодня, более 20 лет спустя AR из разряда абстрактной фантастики переходит в статус технологии, доступной массам. Однако даже до появления у неё названия искусство пыталось с разных сторон оценить возможности таких технологий и осознать, что они могут нам принести — лишения и тотальный контроль или же выход человеческого существа за пределы возможностей, данных природой (нередко впадая в ограниченный дуализм). Общеизвестно, что творчество, как правило, опережает научную мысль, и самое массовое искусство — кино — не становится исключением. Давайте взглянем, какие творения фабрики грёз позволили нам взглянуть на мир дополненной реальности.
В этой статье мы собрали одни из самых хрестоматийных и чистых примеров употребления AR и будем дополнять её актуальными. По понятным причинам дополненная реальность в большинстве случаев фигурирует в фантастическом жанре, однако это трудно считать ограничением, поскольку в фантастических драмах, боевиках и прочих фильмах в зачастую очень доступной форме обговариваются проблемы вовсе не будущего.
Терминатор
Однозначно самый хрестоматийный пример дополненной реальности, которым можно иллюстрировать любой рассказ об этом технологическом направлении, содержит сага «Терминатор», появившаяся на экранах в 1984 году. Фильмы стали культовыми благодаря находящемуся в них перекрёстку интересов человека к роботам, искусственному интеллекту, мировой войне, путешествиям во времени и компьютерам. Тем не менее одной из самых известных сцен во всех четырёх фильмах стала сцена появления терминатора восьмисотой серии в придорожном баре, в которой он оценивает окружающую обстановку с помощью технологии распознавания объектов и псевдомашинного интерфейса дополненной реальности и вежливо просит гостя заведения отдать ему одежду и мотоцикл. Посмотрите новости о Google Glass и поймёте, что детям ближайшего будущего для игр в роботов развитое воображение будет ни к чему.
Хищник
Найдётся немного людей, ничего не знающих о франшизе с межзвёздными охотниками из расы под названием «Хищники». Как вы помните, полем битвы в далёком 1987 году стала многострадальная Земля, а в прямой контакт с врагом вступил отряд спецназа под командованием бравого Арнольда Шварцнегера. Прекрасно тренированным бойцам по сюжету пришлось испытать на себе все ужасы технологического превосходства одной воинствующей стороны над другой: одним из видов вооружения Хищника стала плечевая пушка, поворачивающаяся в ту сторону, в которую смотрит оператор. Точное прицеливание осуществлялось с помощью шлема дополненной реальности с лазерным целеуказателем — перед глазами пришельца появлялись три линии, формирующие мишень в области его зрения. Теперь у нас в руках есть аналогичные возможности, и чем же нас удивят гипотетические пришельцы?
Чужие среди нас
В 1988 году, за два года до появления термина «дополненная реальность» режиссёр Джон Карпентер представил миру антиутопическую картину They Live или «Чужие среди нас» в отечественном прокате, основная идея которой, состоящая в контроле человеческого общества некими захватчиками, была использована в нашумевшей трилогии «Матрица» братьев Вачовски спустя десять лет. Герой находит очки, показывающие, как мир выглядит на самом деле: под видом рекламных слоганов, статей в СМИ, новостей по телевизору людей зомбируют призывами к определённым действиям вроде «Потребляй», «Размножайся», «Спи», а жители города делятся на обычных и пришельцев, у которых вместо лиц уродливые гримасы в виде черепов без кожи. Сегодня многие из нас понимают, что массовая культура может использоваться для побуждения к совершению действия или бездействия с помощью определённых психологических приёмов. И в теории очки дополненной реальности могут стать мощным оружием. Нам предстоит учиться разумному обращению с нательными компьютерами, а корпорациям типа Google и Vuzix предстоит проявить социальную ответственность, держа ответ в том числе перед Конгрессом США.
Матрица
Нельзя обойти вниманием и саму Матрицу. Помните момент, в котором Нео обретает своё знаменитое зрение, позволяющее ему видеть код Матрицы — самую суть вещей? Дело в том, что дополненная реальность может не только добавлять объекты в поле зрения человека, но и «убирать» их. Философский барьер в случае со спасением человечества от вируса Агента Смита, преодолённый Избранным, на деле может оказаться фасадом здания, убираемым на смарточках архитектором, чтобы увидеть несущие конструкции, или потолком комнаты, который становится прозрачным благодаря проектору и снимающей видео снаружи камеры. Преодоление самого себя не отрицает возможности преодоление менее абстрактных препятствий. Почти также AR работает и в They Live.
Ультрафиолет
Теперь перенесёмся в 2006 год. Фильм «Ультрафиолет» от создателя антиутопического шедевра «Эквилибриум» Курта Уиммера с обворожительной Милой Йовович в главной роли предложил новую концепцию дополненной реальности — цифровые объекты, которые могут становиться физически осязаемыми. Это лишь одна из трактовок увиденного нами на экранах, но она вполне жизнеспособна и не менее фантастична, чем остальные: в Ультрафиолете была показана сложная система смешанной реальности, при которой визуальные образы не просто динамически налагались на реальный мир, но и являлись его полноправными частями — в основном оружием, которое материализовывалось в руках персонажа Йовович, стоило ей к этому приготовиться. Конечно, в начале фильма демонстрируется меч, которых благодаря искривлению пространства как бы прячется в теле хозяина, но пистолеты никто ниоткуда не достаёт, и об этом ничего не говорится. Так что мы останемся при своём мнении.
Звёздный путь
Косвенно дополненная реальность затрагивается в фильма «Звёздный путь» 2009 года выпуска. Знатоки серии резонно могут возмутиться и потребовать от нас объяснений — на превый взгляд в картине нет ни одного момента, хоть как-то относящегося к наложению цифровых данных на реальный мир в реальном же времени. Точно ничего похожего на интерфейс Терминатора или прицел Хищника. Но кое-что мы всё же нашли. В Звёздном Пути в сцене с попыткой вытащить геров-спасателей с погибающего Вулкана буквально на несколько секунд появляются смарточки — на одном из операторов телепортационной установки. Glass — не такая уж новинка, если вдуматься.
Москва 2017
Публика неоднозначно встретила русско-американский фильм «Москва 2017» (англ. Branded), но ARNext тут же взял его на заметку. Дополненная реальность в силу своей зрелищности уже взята на вооружение брендами и маркетинговыми агентствами всего мира. Технологии отслеживания местоположения устройства позволяют привязывать виртуальные объекты к точным географическим координатам и расставлять их, где вздумается. Разработчики занимаются созданием AR-игр для брендов (например, над этим работает AR23D). Смарточки дополненной реальности дают нам доступ к миру буйства цифровых красок с персонажами игр, рекламными объявлениями и данными о товарах прямо на улицах, которые не видно невооружённым глазом. Объедините это всё и получите менее мрачную, но всё же ту самую картину, которую видел Михаил Галкин в Москве во время битвы брендов.
Взгляд
Не полнометражным кино единым жив кинематограф. Короткометражка Sight (англ. «взгляд») стала чуть ли не иконой дополненной реальности этого искусства. Изначально она являлась выпускной работой Эрана Май-Раза (Eran May-raz) Дэниеля Лазо (Daniel Lazo) для академии искусств «Бецалель», но многократно переросла этот статус, попав в научно-технологический тренд, как пуля в яблочко. В ней была затронута не столько техническая сторона AR-прогресса, сколько общественные отношения в мире, где по своему значению виртуальное приблизилось к реальному на расстояние вытянутой руки между двумя людьми. Поскольку в Sight снимать скриншоты пришлось бы почти с каждого кадра, мы предлагаем вам ознакомиться с восьмиминутным фильмом самостоятельно.
Мы будем рады обсудить дополненную реальность в кино и развеять ваши сомнения по поводу её наличия в комментариях к статье, которую собираемся расширять по мере появления новых фильмов с демонстрациями нашего удивительного цифрового будущего. Всем AR!