Было 10:30 вечера, вторник. Место — Кембридж, штат Массачусетс. С неба падал мокрый снег. Я стоял у местного здания почты со смартфоном в руке и дрожал от холода. Прохожие дружелюбно мне кивали, а я, как сущий бездельник, стоял и глазел в свой смартфон без всякой видимой причины, затем яростно что-то нажимал, затем ждал, затем слушал исходящие из него звуки. Что же я делал ночью на углу улицы, когда уже давно мог удобно устроиться на диване с книжкой и яичным ликёром?
Я играл в Ingress — новую игру дополненной реальности на базе Android от Niantic Labs в составе Google. И я сам не до конца понимал, что же я делаю.
Что такое Ingress?
Это тайна внутри загадки внутри головоломки. По крайней мере, так эта игра продвигается. В своей основе Ingress — это игра, которая пытается заставить вас двигаться. От вас требуется собирать так называемую «экзотическую материю» (XM, Exotic Matter) — таинственную энергию, открытую европейскими учёными, работающими над Большим адронным коллайдером. Считается, что эта материя представляет собой некую структурированную информацию. Её можно находить и собирать, просто идя по улице. Затем она, а также ряд других игровых предметов, используется для «взлома» особых порталов.
Под термином «дополненная реальность» обычно понимается концепция, когда камера телефона накладывает поверх обычного изображения дополнительный визуальный слой. Например, так можно указать дорогу к какой-нибудь местной фирме или показать какую-нибудь скидку в ближайшем ресторане. Это делает приложение Yelp, это делают последние модели Lumia от Nokia. Однако дополненной реальности необязательно использовать камеру смартфона. Сочетание местоположения, реальности, дополнения и загадки — вот что делает Ingress столь уникальным проектом, столь свежим подходом к сфере мобильных игр.
Если говорить о сюжете, то в игре действуют две стороны: Просвещение и Сопротивление. Просвещение считает, что XM — это хорошо, и помогает так называемым «шейперам» выходить из порталов, разбросанных по всему миру. Сопротивление же считает, что шейперы хотят завоевать Землю, и стараются остановить их. С точки зрения геймплея принципиальной разницы между двумя фракциями нет, разве что цвет (у просвещённых — зелёный, у сопротивленцев — синий). Можно взламывать порталы, которые контролирует ваш альянс, зарабатывая силу (устанавливая «резонаторы»), либо атаковать порталы противника, разрушая эти резонаторы. На протяжении игры можно найти и другие предметы разного предназначения.
Игра полностью социальная, хотя и не в таком стиле, как какой-нибудь Farmville от Zynga, когда нужно писать статусные сообщения. Ingress ближе к массовой многопользовательской онлайновой игре (MMO) а-ля World of Warcrat, где находящиеся поблизости игроки могут общаться друг с другом в общем чате. Чат работает на трёх уровнях: локальном (игроки в радиусе 20 км), региональном (200 км) и мировом (везде). Однако в отличие от World of Warcraft, игровой мир здесь не искусственный, созданный дизайнерами и программистами и населённый виртуальными ролевыми персонажами, а реальный с реальными людьми.
На данный момент игра находится в стадии закрытой бета-версии, но те счастливчики, которые раздобыли приглашение, уже заметили пару моментов. Во-первых, игра требует смартфона и не оптимизирована для Android-планшетов. Учитывая природу игр на местности, это можно понять. Во-вторых, карта на смартфоне показывает только то, что вокруг игрока. Чтобы посмотреть всю карту и местонахождение всех порталов, нужно зайти с компьютера на Ingress Intel Map.
Ingress — следующий шаг в мобильных играх
Первое время Ingress может немного запутывать, но в ней нужно учиться по мере продвижения. Она заставляет игрока взаимодействовать с реальными объектами (почему я и возился у почты в 10:30 вечера). Однако, стоит разобраться с базовыми понятиями, и к игре можно быстро пристраститься. У неё есть весь необходимый потенциал, чтобы изменить природу мобильных игр.
Пока я ещё не встречал мобильных игр, которые бы простирались в такое большое количество разных технических категорий, как Ingress. Уже есть социально-географические игры вроде Foursquare, но Foursquare — это больше социальная сеть, чем игра. Есть много разных технологий дополненной реальности на смартфонах (обычно с помощью камеры), но в них обычно нет такого уровня дополнения, который бы охватывал весь мир. Я видел разные социальные мобильные игры, но ни одна из их не вносит такой элемент MMO, как Ingress.
Ingress фактически взяла базовую концепцию мобильных игр и провела её на один шаг дальше. А ведь это только начало.
В Ingress есть элемент тайны. На этой очень ранней стадии игроки всё ещё привыкают к идее взлома и объединения порталов в своей местности. Всё это держится на студии Niantic Labs (которая является реальным подразделением Google и одновременно внутриигровым элементом), которая постепенно запускает новые игровые аспекты, одновременно выполняющие роль вирусного маркетинга.
Пока неизвестно, когда Ingress будет открыта для всех желающих. Это могут быть недели или месяцы. Сейчас можно зайти на Ingress.com и попросить приглашение, после чего Google может его дать, а может и нет.
Лично я думаю, что попробовать стоит. Ingress одновременно интересна для продвинутых пользователей и достаточно проста для более среднестатистических. Я просто очарован обилием в ней разных технических слоёв. Если вкратце, Ingress — игра стильная, продуманная и весёлая. Хочется верить, что она покажет пример и другим играм, которые подтянутся вслед за ней.