Мнение: Glass, тоталитаризм и диктатура Google

В статье блогера Нэйта Клинтона (Nate Clinton) «Augmented Experience» обсуждаются перспективы нательных технологий в общем и смарточков ...

В статье блогера Нэйта Клинтона (Nate Clinton) «Augmented Experience» обсуждаются перспективы нательных технологий в общем и смарточков Glass в частности с точки зрения дизайнера, не желающего вкладывать технологическое будущее человечества в руки корпораций, которые стремятся упорядочивать жизнь людей для простоты систематизации и монетизации всех общественных процессов как причины потребительского диктата. Смысл технологических разработок бизнеса не в гуманитарном созидании, а в зарабатывании денег, и идеализировать передачу власти над интерфейсом к реальности одной из компаний — означает самостоятельно отвергать свободу выбора и заниматься самообманом. У смарточков и дополненной реальности есть куда более важные причины для появления, чем наполнение рекламных бюджетов.

Давайте будем честными: Google Glass выглядят довольно глупо. Их внешность несвоевременна, футуристична и очень неприятна. И этому странному аксессуару с таинственной целью (как если бы кто-то целый день ходил со скейтбордом на верёвочке) нет места в обычной жизни.

Но Glass также обозначают интригующее будущее, в котором граница между использованием цифровых устройств и простым ходом повседневности стирается. В то время как традиционные очки имеют корректирующие цели и сделаны, чтобы более чётко видеть реальность, Glass предлагает новую категорию линз, которые видимую реальность дополняют. Это открывает новые границы для проектирования взаимодействия, словно Дикий Запад, полные беззакония, опасностей и надежд. К тому же Glass — это UX-сообщество, которое определяет весь пейзаж; мы определяем его характер, а он влияет на человеческие жизни.

Ключевой вопрос, поднимаемый всем этим, — какую «реальность» дополняет Glass? На данный момент, являясь продуктом Google, дополнение нацелено в первую очередь на экономическую и социальную сферы городской жизни. Глядя на улицу через Glass, можно увидеть ресторанные витрины, украшенные плавающими метаданными, описывающими тип кухни и рейтинг в звёздочках от пообедавших. С поворотом головы индикатор указывает направление места, в котором должна состояться следующая встреча из календаря. При взгляде на прилавки для удобства сравнения приводятся цены на аналогичные продукты. Вы всегда будете знать, где вы находитесь, где должны быть и на что смотрите. Реальность, дополняемая Glass, это сфера людей, вещей, бизнеса и мест. Другими словами, того, что может быть выражено в базе данных для эффективного поиска.

К лучшему будущему

big-brother-1984

В этот момент в разговоре история обычно поворачивает в царство раздражения и отчаяния. Google Glass — это смерть спонтанности! Они позволят систематизировать и автоматизировать нашу жизнь! Органическое взаимодействие будет утеряно! (И самое коварное из всех) Google будет контролировать и монетизировать все саккады наших глазных яблок, каждый шаг!

Учитывая склонность технологических компаний основывать свои бизнес-модели на рекламе и Больших данных о своих клиентах, неудивительно, что Google Glass может рассматриваться как своего рода портативный паноптикум. Правда, я думаю, что это устройство предвещает нечто более доброкачественное и почти наверняка полезное.

Мрачный нарратив, изображающий доминирование машин над человечеством и вездесущую слежку, является общим, выраженным в фантастической литературе, кинематографе и даже журналистике, которая имеет привычку опираться на ту же зловещую риторику. «1984» Джорджа Оруэлла описывает гомогенизацию и подавление культуры через правила, системы и постоянное наблюдение. В более позднем популярном произведении — «Wall-E» от Pixar — человеческое будущее представляется состоящим из зомбированных простаков, катающихся в роботизированных креслах, безвольно глядящих в цифровые экраны, используемых и контролируемых машинами. Правдоподобность такого будущего становится всё более очевидной от разворачивающейся истории о глубине слежки АНБ.

Перефразируя последнее высказывание Дона Нормана (в статье «The Paradox of Wearable Technologies» для MIT Technology Review — прим. ред.), всё зависит от того, как мы проектируем и разрабатываем приложения дополненной реальности. Если нам удастся создать полезное и эффективное приложение с использованием нательных технологий, таких как Google Glass, люди будут в выигрыше. На первый взгляд это кажется правдивее правды. Но очевидное заявление противоречит основной предпосылке, согласно которой Glass и его будущие итерации — просто холст, на котором мы можем написать будущее нашей ежедневной «дополненности». Так что давайте-ка не будем оставлять всё Google, хорошо?

Большие идеи

augmedix

Идей для позитивного будущего дополненной реальности предостаточно. Например, Augmedix — это небольшая компания с видением в Google Glass реформирования отношений между врачом и пациентом. Всё увеличивающийся и увеличивающийся ком нового и переполненного мира цифровых медицинских записей вредит этим отношениям. Врачи смотрят на экраны вместо лиц, они тратят так много времени, кликая на галочки и переключатели, пока изучают тела и слушают голоса людей, о которых заботятся. Дополненная реальность может поставить этот сценарий с ног на голову, позволяя врачам смотреть на своих пациентов и разговаривая с ними при одновременном доступе и передаче важной информации через Glass. Это почти наверняка приведёт к уменьшению количества ошибок, усилению доверия и, в конечном счёте, улучшению состояния здоровья.

Или рассмотрим «Страну призраков» Уильяма Гибсона, роман, в котором главный герой творит «локативное искусство» — то, что вы могли бы назвать скульптурой дополненной реальности. Представьте себя смотрящими на городской фонтан в ваших дополняющих очках и видящими расцвет света и цвета там, где другие видят лишь воду. То, что мы смогли преобразовать наши физические пейзажи, сделав их красивее, а не просто повысив экономический потенциал — потрясающая идея. В отличие от 3D-очков для просмотра фильмов или настоящей виртуальной реальности, идея диффузии физического и виртуального предлагает нам возможность экспериментировать и играть в сферах, ранее доступных только в мире экранов и дисплеев, не теряя при этом ощущение совместного присутствия, чего не может избежать виртуальная реальность. Мы по-прежнему в реальном мире.

Дизайн дополненной реальности

Первой попыткой использования мощи технологий вроде Glass будут «порты», всовывание старых функций в новый форм-фактор. Появятся текстовые сообщения и электронная почта, определитель номера будет уведомлять нас о телефонных вызовах, фронтальная камера будет фотографировать и записывать видео по команде. Ни один из этих вариантов использования не подразумевает новые цели. Они просто постепенно делают достижение старых целей быстрее и удобнее. Мне не приходится поднимать телефон и смотреть на экран, чтобы увидеть текстовое сообщение или узнать, кто звонит. Мне не нужно поднимать камеру и нажимать кнопку, чтобы сделать снимок. Разница во взаимодействии, заключающаяся в портировании функций моего телефона на Glass, это разница в форме, а не в содержании.

Более интересными будут попытки использования технологии дополненной реальности для удовлетворения неудовлетворённых потребностей. Augmedix — хороший тому пример, потому что она противится тенденции к менее личной медицине и помогает врачу и пациенту. Локативное искусство также интересно, поскольку даёт совершенно новый художественный язык и способ переживания искусства. Карты и ориентация визуально дополняют мир и представляют ещё одно фундаментальное изменение, потому что устраняют разрыв между абстрактной 2D-картой и немедленным действием — перевод, происходящий при сравнении чертежа и реальности в человеческом мозге.

Встань и иди

Дополненная реальность находится в зачаточном состоянии. Google Glass по прежнему сталкиваются с рядом серьёзных проблем, особенно на аппаратном фронте — миниатюризация электроники и превращение её в нечто менее навязчивое необходимы для того, чтобы они бы меньше похожи на следующий везде за вами скейт на шнурке. Но рубеж для проектирования опыта, открываемый этим устройством, огромен и он не должен оставаться в ведении Google. Наша задача и призвание как UX-сообщества — глубоко задуматься о том, как воспринимается дополненная реальность и как она формирует жизнь людей. Как это должно было бы произойти с любым user experience, пусть неудовлетворённые желания пользователей ведут ваш дизайн.

Categories
Статьи

RELATED BY