15 ноября 2012 года Google запустила закрытое бета-тестирование революционной для мира дополненной реальности игры Ingress, которая ещё в режиме тестирования ненавязчиво приобщила к дополненному миру сотни тысяч владельцев смартфонов по всему Земному шару. Так начался второй этап наступления этой компании, приближающего её к своему переходу через Альпы — революции в смартфонной индустрии через смену парадигм в сфере пользовательских интерфейсов. Первый этап стартовал чуть раньше.
Первый
2012 год стал прорывным для AR. Его главным событием без сомнений можно считать первую презентацию образца головного смартфона проекта Glass, который произвёл фурор, но не более того. Дело вот в чём: когда зал в экстазе выдыхает «Вау!» — это означает многое, но в первую очередь то, что презентованное быстро забудется, если не сможет приносить удовольствие и пользу в дальнейшем. Любая, даже самая оригинальная и остроумная, идея будучи воплощённой быстро превратится в ничто, если её практическая реализация оказалась нежизнеспособна. Сегодня люди, следящие за индустрией, начинают задаваться важным вопросом: «Что может Glass?» Действительно, бравые парни из Маунтин-Вью показали, каким может быть интерфейс смартфона нового типа, как он может снимать видео и фотографировать, покрасовались в Glass сами и дали опробовать гаджеты посторонним, но сегодня остаётся совершенно неясным, какую пользу должно принести такое устройство обычному человеку, который не думает круглые сутки о философской проблематике футуристического мира слияния физического и виртуального, а должен общаться и получать информацию, то есть звонить, писать сообщения, загружать карты, слушать музыку, смотреть фильмы и выходить в Сеть. Как всё это сможет делать технологичный монокль? Боюсь, что большинство владельцев современных смартфонов (с большими сенсорными экранами) ответа на этот вопрос не знает и о замене своих гаджетов Glass не думает. Впрочем, сама мысль о компьютеризированном будущем со счастливыми людьми в разноцветных «очках» греет душу, если конечно не вспоминать о Большом Брате и Теории Заговора.
Тем не менее, в Google добились определённой цели — внедрили идею о самой возможности и даже неотвратимости выхода на рынок нательных смартфонов как нового класса устройств, действительно революционных, в умы интересующихся технологическим прогрессом людей — тех, кто обычно оказывается в первых пользовательских рядах.
Сегодня можно говорить не только о визуальном, но в смартфоне, пока не создан функционирующий образец портативного компьютера с интерфейсом «мозг-компьютер», информация будет подаваться, прежде всего, через зрительные образы. Glass, при поддержке разработок в области машинного зрения, управления голосом и движениями глаз, убирает препятствие между человеческим зрением в виде задней непрозрачной панели смартфона. Современное программное обеспечение дополненной реальности, в достатке имеющееся в iTunes и Play, предоставляет доступ к ней самым простым способом: оно снимает происходящее вокруг камерой, налагая на снимаемую картинку цифровые данные в реальном времени и отправляя её на дисплей, то есть фактически мы смотрим сквозь смартфон, держа его в руках. С устройством Google в руках держать ничего не приходится; не приходится даже смотреть сквозь что-то — пользователь беспрепятственно оглядывает мир смешанной реальности.
Второй
Прорывом конца года стала Ingress, с помощью которой Google, использовав общедоступные механизмы, вроде организованных в день релиза, раньше и создающихся по сей день форумов по ней, привязанных к географическим расположениям аккаунтов в социальных сетях, а также мощные инструменты, такие как обстановка секретности с тщательно дозируемая информация (этим именитые производители смартфонов пользуются регулярно) и по праву рождения доставшееся игре право носить титул «Первая игра Google». Она не успела выйти из режима закрытого бета-тестирования, но уже стала очень популярной — несомненно, игра долго готовилась и получила массу сопроводительных материалов, когда её самой ещё нет. Важно одно: Ingress не создана исключительно для компьютерных гиков. Она чрезвычайно проста, устанавливается на любой смартфон, а истина «Не любой программист — геймер, не любой геймер — программист» (равно как и «Не любой человек, способный собрать компьютер, обязательно уберхакер») работает и тогда, когда вместо «программист» в ней стоит «гик». Google нашла способ вывести дополненную реальность к массовому потребителю одним гигантским прыжком. Сегодня только в социальной сети «ВКонтакте» количество состоящих в различных группах по игре людей измеряется тысячами, и интерес растёт, пусть не так, как после релиза беты; в полном отсутствии данных от Google рост сохраняется.
Несмотря на приоритетное положение Android-пользователей, разработчики Ingress анонсировали клиент для iOS. Это может означать несколько направлений движения, включая сохранения приоритетного положения вначале пользователей Android, а затем и пользователей Glass перед клиентами Apple, а также отдалённую перспективу выпуска смартфона подобной конструкции самой Apple (на самом деле речь идёт о полномасштабном приходе нательных смартфонов на замену современным).
Любой смартфон на одной из самых популярных мобильных платформ разработан так, чтобы пользоваться им мог даже самый далёкий от высоких технологий человек. В крайнем случае, гаджет станет простым телефоном с модным большим экраном и яблочком на задней панели и огромным магазином бесплатных приложений. Количество смартфонов у населения в последнее время легко спорит с количеством телефонов; все знают, что такое Apple, куда катится Symbian и зачем нужна Android. Необходимыми для запуска Ingress техническими средствами и Android 2.3 оснащаются все современные Android-смартфоны с ценой от нескольких тысяч рублей.
В итоге трамплин для взлёта дополненной реальности был построен и протестирован, а следующих шагов Брин и Пейдж не делают. И в этом контексте на первый план выходит вопрос: «Что будет дальше?» Дальше всё может оказаться намного интереснее.
Следующий
Начало 2013 года станет временем релиза первых девелоперских образцов Glass — тех самых, предоплату за которые Google приняла у интересующихся участников последней конференции Google I/O.
Важнейший этап на пути развития проекта Glass — публикация SDK операционной системы смартфона для привлечения к созданию приложений для неё свободного рынка, а не избранного круга лиц. Относительную свободу написания, использования и релиза софта Google уже реализовала с Android и Play, и этот путь совершенно явно сделал Android чрезвычайно популярной, даже несмотря на пресловутую фрагментацию и захламлённость магазина.
Без ответа остаётся вопрос практической реализации такого смартфона — до сих пор достоверно неизвестно, какая аппаратная и программная платформы отвечают за его функционирование и приемлемое быстродействие при условии выполнения функций добавления к снимаемому камерой изображению двух- и трёхмерных объектов. Важно понять, что он не будет работать в таком энергозатратном режиме постоянно, ведь для показа меню, сообщений, браузера и многого другого AR не нужна и может оказаться даже вредной. Постоянное поглощение цифровых данных, к которым человек не успел привыкнуть в ходе эволюции или десятков лет технического прогресса, может оказаться катализатором сильнейшего нервного истощения. Даже дополненная реальность хороша к месту и в меру. Также у него не может быть огромного дисплея, в современных планшетах и смартфонах поглощающего примерно 80% энергии. А это означает серьёзное энергосбережение при сценарии использования головного смартфона в качестве телефона, навигатора (включая AR-навигацию) и фотовидеокамеры.
Мне представляется, что наиболее удобным вариантом станет ношение Glass или аналога + планшета с 3G/4G-модулем в качестве средства доступа к интернету, ведь интернет-то как раз менять никто не собирается, а если и собирается, то явно переоценивает свои силы — огромная инерция такой махины поглотит усилия любой отдельной компании или объединения компаний, не разогнавшись до скорости, необходимой для революционного скачка. На долгие годы Сеть останется местом со страницами, необходимостью их пролистывания и планшетами как лучшим средством доступа с наиболее прямым способом взаимодействия с интерфейсами сайтов.
Симбиоз Ingess и Glass станет первым значительным шагом на пути тотальной децентрализации интернета и наращивании внимания пользователей к локальным данным — это оптимизация данных, при которой Сеть сохранит крупные центры, но уже не будет в абсолютной зависимости от них. Проблема назревала давно и зародилась вовсе не в цифровом пространстве. Она относится прежде всего к концентрации ресурсов в географических центрах и невнимании провинций к саморазвитию.
Игроки Ingress для достижения успеха вынуждены обращаться к локальной проблематике, объединяться не в монструозные сообщества, в которых голос отдельно взятого члена теряется, а в небольшие мобильные группы (тем же путём в своё время пошла армия, когда современная высокоточная и мощная техника остро поставила перед командующими вопрос о более высокой эффективности небольших боевых формирований с современным оснащением, повышенной мобильностью и подготовкой намного лучше среднего по сравнению с крупными неповоротливыми армиями, когда большинство задач можно решить точечными ударами с минимальными потерями, инфраструктурными нарушениями и вниманием населения/прессы).
Обязательно высказывайте своё мнение по поводу совместного будущего Ingress и Glass, а также пути, по которому нас проводит Google, в комментариях!