Гибель и проклятье «нательным» стартапам Европы! Если только не…

Путь гениев из Apple, Amazon и Microsoft только начинался в гаражах и на складах. Путь ...

Путь гениев из Apple, Amazon и Microsoft только начинался в гаражах и на складах. Путь многих других там и заканчивается. 

Статья Реджа Снодграсса (Redg Snodgrass), генерального директора Wearable World — компании, которая занимается глобальным объединением участников рынка нательных устройств и интернета вещей — говорит о европейских и, в том числе, российских стартапах в области нательных технологий и их положении в мире. Российский рынок — это пограничная территория между Европой и Азией со своими законами и тенденциями, тем не менее отечественные компании часто перенимают европейскую культуру ведения бизнеса, и игнорировать положение дел в соседнем Евросоюзе, искусственно дистанцироваться глупо. Я предлагаю прислушаться к Снодграссу потому, что он обладает важным опытом и имеет собственную жёсткую позицию. Кроме того CEO Wearable World уже на следующей неделе проведёт в Лондоне GLAZEDcon — евроконференцию по бизнес-стратегиям на свежем «нательном» рынке. 

Алексей Лисовицкий,

главный редактор ARNext

В течение прошлого года аналитик Wearable World Крэйг Даденхоффер (Craig Dudenhoeffer) проиндексировал для нас и наших партнёров больше 2500 стартапов в области нательных технологий, и мы увидели значительное усиление известности и мастерства, особенно в Европе.

Wearable-World-Infographic-14d-01x30.jpg-536x532

Не удивительно, что у многих предпринимателей Европейского Союза — в частности, во Франции (Withings, Omate), Финляндии и Швеции (Narrative, Koru), Италии (GlassUp, CUTECIRCUIT), Великобритании (Kovert, Race Yourself) и России (Auralytics, Creopop) — есть почти сверхчеловеческая способность объединять эмпатически красивый дизайн и закалённую технологическую экспертизу для создания не оставляющей равнодушным технологии.

С другой стороны, ключевые компании нательного рынка США используют для этого MotionX, и эта компания запущена Филлиппом Каном (Philippe Kahn), французским трансплантологом. Contour и её директор по маркетингу Джеймс Гаррисон (James Harrison) — родом из Великобритании — являются самым большим конкурентом GoPro. Есть ещё масса примеров, зародившихся в Европе.

Тем не менее перед «нательными стартапами» из ЕС стоит масса нерешённых вопросов, которые, будучи не выявленными, могут породить трудности.

Отличные продукты, никакой отдачи

Да, многие европейские стартапы выпускают отличные продукты на рынок нательных технологий, в немалой степени порождённые наличием крутых и относительно недорогих квалифицированных кадров в сочетании с некоторыми очень умными интеллектуалами (и лидерами).

И всё же крупные приобретения в этой сфере произошли в Соединённых Штатах: Oculus Rift, Nest, Beats, SmartThings, Basis — нужны ли ещё примеры?

Почему всё случилось именно так? Одно можно сказать наверняка: это определенно НЕ случайность. Что в конечном итоге сводится к трём вещам: ДАННЫМ, ФИНАНСИРОВАНИЮ и МАРКЕТИНГУ.

Европейским стартаперам нужно больше хвастаться

Что касается маркетинга: основатели европейских стартапов в области нательных технологий должны перестать быть такими бабами или, так сказать, европейцами, когда дело доходит до маркетинга их товаров.

В этом (нательном) мире вы нигде ничего не получите, скромничая и постоянно пытаясь пообещать поменьше, а представить побольше. Это даст вам лишь последнее место в списке необсуждаемых продуктов. Вместо этого работайте с рынком, как мы, американцы! Мы хвастаемся, мы задабриваем, мы делаем это с удовольствием.

Обратите внимание: заставить людей болеть за то, что вы делаете — неотъемлемая часть работы стартапа. И когда дело доходит до нательных технологий, речь идёт о волнении людей о будущем продукта, а не о том, чем он является сегодня.

Правда в том, что ваш продукт подвержен задержкам, ранним конструктивным недостаткам, ограничен в функциональности и удобстве. Ваша первая пользовательская аудитория будет очень добра к вам, если вы попросту будете слушать её и менять продукт на основе обратной связи. Если вы сосредоточены на захвате своей продуктовой ниши и по-настоящему заботитесь о пользователях, то, совершенствуя своё изделие, вы превратите их в фанатов.

Обещайте весь мир и выиграйте своё маленькое нательное царство, сделав то, что хотят ваши пользователи, и, пожалуйста, не забывайте чертовски активно продавать продукт, даже если он не готов.

Обещать поменьше и давать побольше — это хорошо для обслуживания клиентов и многого другого, но я обещаю вам, что подобная стратегия на старте вашей краудфандинговой кампании обернётся бурей в стакане. Если какой-то парень может получить $60 000 для картофельного салата, то ваш стартап должен пройти через это без проблем. Только делайте всё с шумом и так, чтобы всем хоть немного понравилось, хорошо?

Проблема финансирования

Следующая моя жалоба — на паршивую позицию, с которой европейские инвесторы как правило смотрят на рынок нательных технологий.

Помимо горстки классных фондов, таких как DN Capital, кажется, почти невозможно даже найти ангелов или венчурных капиталистов, чтобы дать рынку прочный фундамент. Многие из них на пути к взаимодействию с этим рынком, как они сделали с мобильным, что означает пропуск ранних инвестиций с большой отдачей и, наконец, вход, только для того, чтобы сделать очень мало денег.

Это должен быть фастфуд для европейских инвесторов. Мы говорим о реальных, ощутимых продуктах, и краудфандинг может обеспечить ранние интерес и финансирование. Что их сдерживает?

На данный момент на рынке нательных технологий ЕС есть явное отсутствие инвестиций от ангелов — в частности, из-за менталитета типа «плохой рыбак». Это значит, что европейские инвесторы как правило тянут из основателей столько акций без фиксированного дивиденда, что, когда их портфельные компании выходят, у предпринимателей остаётся слишком мало, чтобы инвестировать в себя.

Жадные инвесторы

Я считаю, что европейские инвесторы хватают большие куски акций без фиксированного дивиденда на очень маленький капитал, который в свою очередь эффективно увеличивают, вместо снижения риска неудачи. Мы видели инкубаторы, которые берут почти 30% (Wearable World забирает 3%). Это даёт несколько опосредованных результатов.

Такая политика ставит предпринимателей в невыгодное положение, и, при столкновении с агрессивными венчурами, это делает сделку невозможной, поскольку команда основателей будет ограничена и разбавлена рыночной заработной платой.

Капитал, необходимый для выведения первого образца нательного продукта на рынок и проведения хорошей краудфандинговой кампании, составляет порядка $150 000. Одна из наших компаний, Skully Helmets, преодолела свой краудфанинговый запрос за первые шесть минут (по нашим данным на это ушло целых 8 минут — прим. ред.) и пошла дальше, став на Indiegogo общественно-финансируемой компанией, специализирующейся на нательных технологиях, номер один. Получение $150 000 как низкая оценка обрекло бы фирму, вроде Skully, на провал.

Последняя проблема: данные

Информация повсюду, но европейские предприниматели, кажется, не осмеливаются её трогать. Ментальность, согласно которой персональные данные людей неприкосновенны, очень мешает стартапам ЕС.

В США: правительство, обладающее информацией = плохо.

В Европе: компании, обладающие информацией = плохо.

Независимо от того, хорошо это или плохо, или кто именно хранит данные, мы все как сообщество людей, имеющих прямое отношение к нательным технологиям, должны видеть данные как транзакционное составляющее и условие для производства удобных товаров. Конечные пользователи готовы предоставлять эти данные до тех пор, пока ваш продукт повышает их качество жизни. Реальная проблема — это сбор информации ради самой информации. Если вы собираетесь добиться успеха на этом рынке, вы должны понимать контекст. Контекстуальное понимание определяется сбором, интерпретацией и продуктовым циклом. Правительство Европейского Союза не знает, как поддержать улучшение качества человеческой жизни при его текущей ограничительной политике, пока стартапы ЕС будут массово погибать, если не станут собирать и с умом использовать данные.

Мы все за жёсткие штрафы в отношении идиотов, которые продают информацию бездумно, но цель «привлечь финансирование в производственный цикл» означает, что мы должны быть в состоянии использовать его для создания более качественных продуктов.

Подводя итог: нет никаких сомнений — стартапы ЕС хороши в разработке красивых, умных, хорошо продуманных технологий для нательных устройств. Но если они не поднимут свои жопы и не побеспокоятся о сборе данных, финансировании и маркетинге, то станут незначительными приобретениями американских стартапов с худшими технологиями и дизайном.

Если я высказываюсь агрессивно, то только потому, что уверен — мы находимся в точке переворота в европейской экосистеме нательных технологий, и я хотел бы видеть тысячи успешных примеров! Приглашаю вас присоединиться к беседе об этом на GLAZEDcon в Лондоне на следующей неделе.

Categories
Статьи

RELATED BY