Неудивительно, что 71% молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет имеют собственные смартфоны, так почему бы учителям не использовать их в классах и кампусах? Будет ли использование этих устройств отвлекать от учебного процесса или способствовать получению рабочих навыков? Должны ли такие способы подачи информации, как дополненная реальность, использоваться учителями в работе с учащимися и развивать их навыки в современном мире? Я говорю «да».
Я считаю, что мы должны использовать эти возможности. Например, я вижу AR не только как реальную возможность для колледжей и университетов рекламировать и всячески продвигать свои услуги, но и как способ общения с учащимися и совершенствования взаимодействия с ними.
AR позволяет пользователям добавлять цифровой контент к печатным материалам, географическим координатам и объектам. Затем с помощью смартфонов или планшетов зрители могут сканировать объекты для выявления интегрированных данных. Цифровая информация может быть ссылкой на сайт, приглашением к совершению телефонного звонка, видеороликом, 3D-моделью или любыми другими поддерживаемыми данными. К примеру, проект SCARLET (Special Collections using Augmented Reality to Enhance Learning and Teaching — Специальные собрания с использованием дополненной реальности для повышения качества обучения и преподавания) Манчестерского университета используется для предоставления доступа к редким книгам и рукописям. Его фактическое использование заключается в сканировании меток смартфоном с браузером дополненной реальности Junaio.
Лондонский городской университет использовал комбинацию методов разработки CARE (Creating Augmented Reality in Education — Создание дополненной реальности в образовании) — проекте для студентов-медиков, включающем серию так называемых «шагов здоровья», описывающих, как дополненная реальность может работать в системе здравоохранения. В нём разработчики используют функциональность GPS в сочетании с AR для того, чтобы студенты могли обнаруживать риски для здоровья локально. Преимуществом проекта является контекстуальное обучение.
Итак, каковы же преимущества для учащихся? AR обеспечивает учащимся более эффективный способ доступа к данным. QR-код — просто короткий путь к URL, и за ним больше ничего не стоит. Многие платформы дополненной реальности используют визуальный браузер для распознавания изображений. Нет необходимости добавлять специальные символы, чтобы вызывать содержимое. Изображение может являться самостоятельным источником информации, оно способно давать ключ к загадке о том, каким может быть дополнительный контент, доставляя сообщение тем, кто не имеет доступа к AR.
Вскоре все производимые телефоны будут смартфонами, а это значит, что учащиеся будут иметь в своих руках средства для доступа к AR-контенту. Изображения на стенах или в публикациях могут позволить учащимся получать информацию, когда им это удобно.
Колледж Южного Стаффордшира взял технологию и отправил её на службу в своих учебных программах. Команда строителей в колледже спродюссировала собственное видео, которое увеличило количество обучающихся кирпичной кладке с 40% до ошеломляющих 90%. Подумайте о том, что это может дать курсу в денежном выражении.
Так почему же к задействованию таких технологий проявился внезапный интерес? Так как AR является новой технологической нишей, многие из поддерживающих её платформ предполагают бесплатный или недорогой доступ в интернет. Улучшения интерфейсов для разработки на этих платформах означает, что вы не должны быть гиком для доступа к ним; всё, что вам потребуется, это общее представление о деле и талант к творчеству.
Всё звучит довольно радужно, но есть ли минусы? Это по прежнему новейшая технология. Она имеет как положительные, так и отрицательные стороны для пользователей. Среди положительных то, что поставщики платформ представляют их и обеспечивают к ним доступ бесплатно, используя их как средство получения доли на рынке. Среди отрицательных — непостоянство поставщиков, а также возможный переход на модель подписки без рассмотрения финансовых возможностей образовательных учреждений. Например, в конце 2012 года разработчики одной платформы анонсировали новый график сборов. Изменения могут угрожать тому, что уже было разработано на платформе, некоторые функции могут быть удалены, программа может перестать обновляться, если подписка станет платной.
Существует также прецедент технологической борьбы VHS и Betamax. Когда есть много поставщиков, может ли один, одержавший победу, определить единый для всех стандарт? Победит не обязательно лучший — часто верх одерживает компания с большим влиянием на рынок. Вы также можете добавить к этому непостоянство общественности; подумайте о приходе Facebook, повлёкшем гибель MySpace. Трудно предстказать, как эти вещи могут повлиять на платформы дополненной реальности.
Однако я нахожу убедительные основания для образовательного использования технологии. Развитие высокотехнологичного проекта Google Glass порождает большие надежды, и соперники поискового гиганта из Vuzix показали аналогичное устройство (Smart Glasses M100) в Лас-Вегасе на выставке Consumer Electronics Show 2013. Аудитория смарт-устройств стремительно растёт. Эти достижения приближают нас к тому, что в SAP (крупный немецкий софтмейкер) назвали «миром, в котором физические объекты интегрированы в информационные сети».
Новые ученики будут ожидать возможности в полной мере использовать «карманные» технологии, и возрастающие ожидания, если разработки представлены в повседневной жизни, это причина их неотложного привлечения в образование. Полагаю, что у педагогов есть обязанность учить жизни в современном мире и использовать технологии, в которых скрывается будущее.