Четыре взгляда на дополненную реальность и её будущее

Такие термины, как дополненная реальность или AR, пока не очень на слуху. Однако концепции, стоящие ...

Такие термины, как дополненная реальность или AR, пока не очень на слуху. Однако концепции, стоящие за этой технологией, постепенно начинают менять наши представления о самих себе, объектах и людях в окружающем нас мире.

Я не эксперт по AR, но за последние несколько месяцев я видел немало примеров того, как мобильные устройства изменяют реальность, и мне стало интересно: она такая, как я её представляю, или нет? С Google Glass люди будут видеть слой данных, невидимый для невооружённого глаза. На iOS- или Android-устройстве можно использовать приложения с новым контекстом, будь то игры или такие полезные виды деятельности, как мониторинг окружающей среды или активности мозга.

Я попросил людей, работающих над AR-технологиями, рассказать о своём видении перспектив этой отрасли. И вот их слова.

Викас Редди (Vikas Reddy), сооснователь Occipital, написал нам по электронной почте. По его мнению, AR пока не раскрыла весь свой потенциал по той причине, что ещё не может отслеживать и помечать реальный мир. Но по мере улучшения оборудования и алгоритмов компьютерного зрения, камера становится самым важным сенсором и механизмом ввода не только для дополненной реальности, но и для всей компьютерной техники:

Подумайте о том, сколько визуальной информации каждый человек обрабатывает ежедневно в течение своей жизни. И почти вся эта информация недоступна для вычислительного анализа… пока.

Сегодня вычислительный охват вашего окружения вашим смартфоном ограничен поверхностью его дисплея. Ваше устройство не воспринимает реальный мир как холст интерактивности. Однако уже скоро с помощью компьютерного зрения окружающая среда будет вычислительно интерактивной и увлекательной, расширяя вычислительный охват вашего устройства в видимое пространство вокруг вас.

Гендиректор Sphero Пол Бербериан (Paul Berberian) на конференции Blur продемонстрировал новую игру под названием Sharky the Beaver. О ней месяц назад писал Ромейн Дилле (Romain Dillet) с TechCrunch. Sharky — это своего рода робомяч, выполняющий функции маркера. Пользователь управляет мячом посредством устройства с Bluetooth, но вместо самого мяча видит на экране бобра, который бежит там, где катится мяч, поедая пирожные.

Sharky доступен для разработчиков в виде SDK. В результате можно создать библиотеку аватаров, которыми можно управлять с помощью небольших блестящих робомячиков. Например, фирма — производитель мебели может создать сеть аватаров, с помощью которых покупатели могут увидеть, как выглядят её столы и стулья, просто катая мяч по комнате.

На Blur у меня также была возможность пообщаться с сооснователем InteraXon Ариэль Гартерн (Ariel Gartern) по поводу их разработки — мозгового обода, который считывает мозговые волны, анализирует уровень концентрации внимания и на основе этих данных управляет окнами, освещением и т.д. Первое приложение этой фирмы для дома позволяет «улучшить навыки внимания и память, снизить уровень беспокойства, выстроить более позитивное отношение, сохранять мотивацию».

Технический директор InteraXon Крис Эймон (Chris Aimone) написал мне в электронном письме, как эта технология пересекается с дополненной реальностью:

Есть несколько отличных способов объединения мозговых волн с AR. В основном на слуху у людей два типа AR: типа очков, которые надеваются на голову и дополняют реальный мир информацией на экране, и типа iPhone с камерой, который нужно держать перед собой, и он добавляет к сцене новый слой реальности.

AR в стиле Google Glass позволяет собирать мозговые волны, потому что очки постоянно находятся на вас и могут считывать сигналы мозга. Если добавить эту информацию к AR-окружению, можно показывать пользователю информацию о нём самом, причём в реальном времени и постоянно. Например, можно регистрировать и показывать уровень стресса на протяжении рабочего дня. Компьютерная система может лучше показывать слои с контекстуальной информацией. Различное содержимое, в том числе дополненное, может учитывать не только ваше местоположение и зрительные образы, но также контекст самого пользователя. Многие такие системы являются «осведомлёнными о контексте», то есть учитывающими контекст и состояние пользователя, таким образом сообщая ему, какая информация и каким образом будет ему показана. Скажем, вы хотите спать — система может дать вам информацию о гостиницах неподалёку. Или вы чем-то расстроены, и тогда вам будет показана только наиболее срочная и уместная информация.

Мозговые волны в AR-системе также позволяют получать обратную связь от нейронов в реальном времени. Вы можете узнать состояние своего мозга и даже улучшить его. Вы выбираете нужное состояние, и система помогает вам к нему прийти в течение дня.

Каково будущее дополненной реальности? Киберантрополог и сооснователь Geologi Амбер Кейс (Amber Case) считает, что дополненная реальность станет интересной тогда, когда резко снизятся барьеры для создания произвольных объектов, анимаций, приложений и опытов. Подобно Flash и App Store, AR станет интересной только после того, как эти опыты станут глубоко личностными и ими можно будет делиться с друзьями.

Она добавляет:

Игры и трёхмерные анимации — это лишь поверхностный взгляд на AR. Настоящая ценность AR — это её способность решать проблемы реального мира, кажущиеся скучными и рутинными, с реалистичным и минимальным интерфейсом. Разрабатывая для AR, думайте о минимально возможном интерфейсе, а не о сверкающем и с рюшечками. Отталкивайтесь от минимального. У большинства AR-приложений есть «вау-фактор», первоначальный восторг, но он длится всего около 15 секунд. Отсюда нужно проложить мостик к действительно полезным повседневным приложениям. Подумайте об интерфейсе Google. В нём практически ничего нет. Он не мешает взаимодействовать с окружающим миром, зато подаёт информацию таким способом, что с ней можно взаимодействовать.

И ещё кое-что. Если вы хотите представить будущее AR, представьте о том, какие открываются возможности для злоупотреблений и шуток. Мы часто думаем о чём-то негативном, но обычно только в контексте взрослых. А представьте себе детей, которые выросли с этой технологией и умеют программировать. Представьте, что в будущем дети в школе, начинающие хакеры и программисты, смогут использовать AR для обидных шуток над сверстниками. Скажем, можно повесить на другого ребёнка виртуальную надпись «стукни меня» или как-то иначе дополнить ребёнка и распространить этот слой реальности среди своих друзей. Кто-то делает фотографию и увеличивает популярность среди своих друзей. Это AR плюс система социальных разрешений. Жертва шутки не видит, как над ней подшутили, но знает об этом и вынуждена как-то отвечать.

Alex Williams

Categories
Статьи

RELATED BY