Чего мы боимся в новых технологиях, и стоит ли этого бояться?

Пугающие перспективы — это, вероятно, самая социально значимая часть оттачивания новых технологий, и не важно, ...

Пугающие перспективы — это, вероятно, самая социально значимая часть оттачивания новых технологий, и не важно, в какой области эти технологии разрабатываются. Совершенно невозможно заниматься созданием потребительских устройств, способных изменить мир за счёт массовости применения, без тестирования на большой фокус-группе. В развитии маркетинга компании пришли к выводу, что лучшая фокус-группа — простые пользователи или критически подходящие к делу разработчики, а тестируемый продукт надёжнее всего выставить за потребительский, продать (!) миллионам людей и получать терабайты обратной связи в текстовых и мультимедийных форматах. При этом счастливы остаются почти все, кроме тех, кому новинка не досталась, но они станут второй волной покупателей. Как же жить с ощущением, что тебя всюду поджидают кошмары непознанного? Никак. Нужно избавиться от него, а сделать это стоит наилучшим способом — получив знания. Конечно, начать лучше с маркетинга, но и простые истины не повредят. Итак, поговорим о страхах.

Страх 1: слежка

catsee

Мир дополненной реальности обещает человечеству тотальную слежку через постоянно работающие нательные устройства с наборами датчиков, пригодными для позиционирования спутников на орбите Земли. Безостановочно следящий за состоянием своего владельца браслет будет отправлять на самые разные серверы данные о вашем состоянии через смартфоны, рассказывая гипотетическому чекисту о сердцебиении объекта (вашем) и, следовательно, деятельности в реальном времени, попутно предоставляя ему весьма точные данные о местоположении наблюдаемого, для чего не нужен даже GPS и триангуляция — достаточно зафиксировать уникальные отклонения от идеальных показателей вашего гироскопа в смартфоне, часах, очках, в трекере для велосипеда, в планшете, в ноутбуке, в автомобиле и так далее. Распознавание лиц в реальном времени становится кошмаром не только пользователей, но и AR-разработчиков, которые понимают, что своими исследованиями могут буквально построить будущее из замятинского «Мы».

Правда

На самом деле это вполне реально. Но смысл внедрение нательных камер и дополненной реальности в массовое потребление как раз в том, чтобы в некотором роде устроить слежку всех за всеми. Уже сейчас большинство жителей развитых стран могут снимать друг друга смартфонами, незамедлительно сообщать о действиях других людей третьим по сотовой связи, и это, без сомнений, используется, но никому нет дела. Слежка всех за всеми делает саму себя бесполезной, поскольку никому не хочется заниматься этим постоянно, если не имеется навязчивое состояние или соответствующая работа. В таких случаях не остановит и полное отсутствие техсредств. Специальные службы будут следить за интересующими их людьми так или иначе — и без Glass и подобных устройств, но когда видеорегистраторы появятся у каждого, это решит лишь массу проблем с враньём. Другое дело, что все данные будут собираться в облаке поставляющих решения компаний, но человечество полностью согласно на власть корпораций: вспомните, давно ли вы ставили на смартфон бесплатную игрушку в обмен на персонализированную рекламу? А ведь она есть прямой результат личностного анализа той или иной сложности.

Если не требуется личное общение, то в городе гораздо проще следить за вами с помощью стационарных камер с софтом определения личностей в реальном времени, которыми уже набиты современные мегаполисы. Хотя у всех «стационарок» есть мёртвые зоны, а для просмотра вашего досье достаточно незаметных контактных линз…

Страх 2: киборгизация

ohnomylegs

Человек будет так или иначе дополняться электроникой, к этому стоит привыкнуть, да и происходит это давно: с тех пор, как в истории нашего биологического вида предки homo sapiens взяли в руки инструмент, способы воздействия на окружающий мир становились всё действеннее и удобнее. В эпоху, когда миром правят не армии, а информация, формирующая общественное мнение миллиардов человеческих особей, нательные и телесные гаджеты, расширяющие наши возможности данными глобальных и локальных хранилищ и вычислительных мощностей, будут становиться всё меньше при возрастании мощности, в конце концов спрятавшись в наших телах. Киборгизация требует невероятной надёжности имплантируемых устройств и множества принципиально новых инженерных решений, по сравнению с которыми нынешние попытки дать людям электронные линзы выглядят как замена собственной ноги костылём.

Она пугает по разным причинам. В основном из-за всё той же зависимости человека от машин, ослабления его данных природой сил. Ну а если имплантаты доберутся до мозга и начнут регулировать поведение, то результатом может стать армия взломанных хакерами зомби, ведь всё в Сети можно взломать. В смешанном мире не исключены и смешанные убийства. Телевизором или холодильником убить человека непросто, гораздо проще роботом и совсем просто, если цель киборг. Для узнавания большей части таких страхов, возведённых в превосходную степень, можете почитать и посмотреть научную фантастику.

Правда

Правда о киборгизации в том, что замена и дополнение человеческих органов с одной стороны несёт новые уязвимости, а с другой — новые возможности. Никто, находясь в здравом уме, не станет утверждать, что прогресс сделал человечество слабее. Именно он позволяет нам прокармливать почти семь миллиардов населения Земли и не давать миллионам в тесных мегаполисах, как в тюремных лагерях, вымирать под натиском ранее смертельных заболеваний. Именно создание искусственных конечностей и внутренних органов обещает впервые в нашей истории сделать инвалидов полноценными членами общества без бросания костей типа пандусов, ничего не исправляющих компенсаций и жалостливых вздохов набирающих вес представителей власти. Вживление подкожной электроники с датчиками позволит отслеживать состояние своего здоровья без странных (и страшных) браслетов, а при надвигающемся заболевании без задержек вводить лекарства, хотя автоматизацию последнего стоит отложить до времён, когда ложное срабатывание не сможет убить пользователя. Диабетики оценят. Массовой проблемой является частичная и полная потеря зрения, при которых вполне приемлемым может стать замена «натуральных» глаз искусственными протезами со встроенными возможностями дополнения реальности — если такое могут линзы, то огромные глазные протезы справятся запросто, вот только мозгу к новым данным придётся привыкнуть.

Страх 3: информационная перегрузка

brainexplode

Самый неочевидный для обывателя страх на наших глазах становится практически осязаемым. Гаджеты вроде Oculus Rift, постоянное ношение наушников, получение уведомлений с Glass и красочная AR, интегрированная с социальными сервисами и, будьте уверены, рекламой — вот краткий список вещей, которые добавляют информационные потоки к нашему вниманию, изношенному условными знаками, постоянным общением, шумами, радио, телевизорами, классической рекламой, лейблами и упаковками, предупреждениями и просто спамом. У взрослого человека это вызывает стресс, детей вводит в аномальные состояния, начиная с гиперактивности.

Помните, в начале прошлого века люди в ужасе бежали из кинотеатра, в котором показали «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер? А помните, как в первое время люди махали руками, увидев выползающий с экрана длинный предмет при просмотре 3D-фильма? Теперь представьте кинематографичные игры с трёхмерным изображением, в которых используется жестовое управление и возможно абсолютно всё. Неустойчивый к воздействию разум к такой нагрузке может оказаться не готовым. Невесёлый будет сюрприз. А если говорить о зависимости людей от компьютерных игр, то не нужно пояснять, что возрастающая реалистичность вряд ли снизит количество тех, кому виртуальность дороже реальности. Плохо это или хорошо — решать каждому, но смотреть на такой вариант стоит во всеоружии, иначе однажды можно встретить в своём подъезде зависшую чёрную кошку, только без спасительных Морфеуса и Тринити.

Правда

Проблема информационных перегрузок преодолевается исследованиями воздействия разного рода инфопотоков на наше с вами сознание. Естественно, и тут лучшей фокус-группой выступают покупатели новых гаджетов. Осмелюсь предположить, что именно по причине недостаточной уверенности в безопасности нательных дисплеев создатели игровых консолей нового поколения — Microsoft и Sony — пока не заявили поддержку Oculus Rift, ведь именно им в случае проблем придётся отвечать на судебные иски. В любом случае на решение проблемы требуется время, которое будет потрачено на всевозможные измерения и тесты, а также написание предупреждающей документации, чтобы пользователи хоть частично несли ответственность за своё здоровье.

Страх 4: подмена реальности

oldgirl

Этот страх связан непосредственно с виртуальной, дополненной реальностью, нательными компьютерами и киборгизацией. Сегодня для гуру компьютерной графики не составляет труда сделать так, что даже мнящие себя экспертами пользователи с ходу не отличат модель собственного двора от реальной локации. Если замена различных неприглядных поверхностей на красивые пейзажи или даже рекламу может использоваться на благо, то саботаж ничего хорошего не сулит. Цифровую информацию можно подделать, и вы врежетесь в столб, или управляемый вами башенный кран с двадцатью тоннами груза на тросе неправильно рассчитает расстояние до строящегося небоскрёба. Не нужно и описывать, как подмена данных с датчиков и картинки для водителя может сказаться на его путешествии по скоростному шоссе или как она отразится на здоровье человека, принимающего лекарства через автовведение. А ведь это всё ещё обычный взлом.

Правда

Звучит неутешительно, но есть и менее сложные способы навредить человеку, и защищаться от них куда важнее. Однако защиту можно выработать от всего, ведь соревнование брони и снаряда бесконечно. Факт в том, что обеспечение кибербезопасности вскоре станет самой обычной услугой, поскольку только гении в нашем ускоряющемся мире догадываются, сколько данных о них лежит на просторах намертво заблокированных серверов, какие секреты скрывают отрезанные от Сети носители — флешки и папки, лазерные диски и распечатанные фото. Или пока остающаяся в относительной неуязвимости память других людей. Вопрос нравственности может быть поднят и ещё под одним удивительным нравственным углом: реальность, то есть то, что мы чувствуем, можно подменять не плохими, а хорошими иллюзиями, делая неизмеримо легче жизнь неизлечимых больных и подвергая самых отъявленных преступников мощному исправительному воздействию без шанса на нанесение ими нового вреда.

Постскриптум

Как показывает практика, почти у всего есть как минимум две стороны. Вспомните раскрученного журналистами и сплетниками Николу Тесла, который по легенде мужественно уничтожил результаты своей работы по передаче колоссальных объёмов энергии без проводов, увидев в них оружейный потенциал. Если хотя бы некоторые истории о нём коренятся в реальности, то имеет смысл сравнить эти исследования с нынешними робкими попытками индукционно зарядить литиево-ионные аккумуляторы устройств размером меньше спичечного коробка или повысить мобильность людей, частично заменив дорожные полотна на специальные зарядки без проводов.

Почти во всех артефактах, что мы имеем, есть разрушительная сила, которая просится наружу, но сила нашего природного разума именно в том, чтобы разглядеть последствия своих действий и не допустить печального исхода. Нелегко получить выгоду без провалов, но возможные неудачи — не повод останавливаться на своём пути.

Categories
Статьи

RELATED BY