Если на отдельно взятом географическом рынке развивающейся страны небольшие компании никак не могут обрести масштабы и не хотят объединяться, то рано или поздно на него вторгнется монстр из страны развившейся, который благодаря имени, портфолио и опыту без труда соберёт деньги с тех, кому никто так и не смог предоставить услуги ранее. О дополненной реальности постоянно узнают новые пользователи, она обрастает устройствами и скоро может стать потребительским рынком. Пока усилия по его построению разрозненны, но ситуация меняется на наших глазах.
В начале января текущего года metaio cообщила об объединении с Intel в рамках работы над проектом RealSense, что означает скорое появление в мобильных устройствах от известных Acer, Asus, Dell, Fujitsu, HP, Lenovo и NEC 3D-камер с программным обеспечением для распознавания объектов от немецкой AR-компании. Объёмы производства новых устройств неизвестны, то есть пока говорить о революции рано, но появилась серьёзная надежда на массовость и готовность технологий и пользователей к мобильному 3D и «Kinect», недостаток которой когда-то стал причиной прекращения подобных экспериментов среди производителей смартфонов.
Следом за этим похожий альянс разработчика программного обеспечения с создателем устройств организовали Vuzix и Wikitude. Стратегическое партнёрство предоставило первой качественную, проверенную временем платформу дополненной реальности, а второй — рынок сбыта в виде пользователей гарнитур, таких как M100 Smart Glasses, промышленный аналог Google Glass.
Уже через несколько дней нас ожидает ещё одна сенсация, которая может поспорить разве что с разработкой metaio чипа для вычислений дополненной реальности AREngine или с неожиданным применением подобного чипа компанией Apple. 25 февраля сразу три столпа дополненной реальности — Layar, Wikitude и metaio — представят специальные версии своих браузеров, контент в которых можно будет просматривать через любой из них. Переоценить этот шаг в сторону унификации AR невозможно: если пользователю не потребуется для просмотра накладываемой графики скачивать отдельное приложение, популярность такого способа доступа к данным перестанет быть ограниченной со стороны тех, кто занимается его популяризацией. Пользователь просто сможет выбрать понравившийся интерфейс, и конкуренция между разработчиками с борьбы менеджеров выйдет на новый уровень — на уровень удобства, скорости и уникальных особенностей платформ.
Кроссбраузерность должен обеспечить ARML 2.0 — стандарт декодирования, разработанный специалистами вышеназванных компаний в сотрудничестве с консорциумом OGС — международной организацией, которая специализируется на стандартизации и поощрении разработок в областях поставок геопространственных данных и услуг на их основе, а также обработке и обмене этой информацией. Фактическое стандартизирование разработок в ней обеспечивается внушительным списком состоящих государственных и частных структур из более чем 400 членов.
Вместе с тем принятие стандарта повлечёт за собой усиление позиций и без того мощных компаний — нужно признать, что это одни из самых известных и пользующихся наибольшей популярностью AR-разработчиков в мире. Да, в OGС состоят чрезвычайно значительные органиации из Азии, Европы, Африки, Австралии, Среднего Востока и обеих Америк, однако среди них очень мало имён, однозначно связываемых с дополненной реальностью (убедиться в этом легко). Например, Lockheed Martin, не выпускающая потребительские продукты, или Google, открестившаяся от AR в Glass, MIT, который нарабатывает технологическую базу для дополненной реальности, но не участвует в крупной потребительской коммерции. Нет даже самих Layar и metaio, а предложение по стандарту было представлено состоящей Wikitude.
Стандарт, в случае принятия (а это, на мой взгляд, неизбежно, ведь на безрыбье и рак — рыба), станет открытым, им смогут пользоваться все участники рынка, но у троих уже будет значительное преимущество в опыте и разработке.
В любой работе, подразумевающей взаимодействие с коллегами с иным опытом, неизбежно наступает момент кризиса, в котором закрытая от других компания перестаёт реализовывать творческий потенциал в отсутствии новых идей. Чаще такая депрессия случается в небольших коллективах, поскольку штат в двадцать человек не может позволить себе постоянный обмен идей с незнакомцами или просто людьми, занятыми чем-то совершенно другим, как это организовано в кампусе Apple, где сотрудники неизбежно переживают такие неожиданные столкновения благодаря архитектурному решению. Всё это означает острую необходимость бизнеса в стратегических партнёрских соглашениях и элементарных знакомствах на техномероприятиях, чтобы избежать условий, в которых каждый стоит уткнувшись в свой угол и не замечает, простите за популистское выражение, гидры LmW с телом консорциума иностранных предпринимателей, у которой уже есть универсальный AR-инструмент.
О чём это я…
Ах да. Ездите на выставки, знакомьтесь с отечественными коллегами, обменивайтесь опытом, ищите встречи, пользуйтесь, в конце концов, форумом ARNext, чтобы через несколько лет не стать посредственностями в компании более богатых и опытных иностранных коллег. Угроза исходит вовсе не от них, а от технологической самоизоляции, и отличным доказательством этого является список членов влиятельной OGC, в котором, как вы легко можете видеть на карте, Российская Федерация так же девственно чиста, как ледники Гренландии.