Ахиллесова пята Project Glass — камера?

Недавно я размышлял о гугловском Project Glass и пытался представить себе, каким будет опыт работы ...

Недавно я размышлял о гугловском Project Glass и пытался представить себе, каким будет опыт работы с этим устройством. Хотя я очень хочу попробовать его в деле, у меня не выходит из головы одна проблема, а именно социальная приемлемость хождения с камерой, направленной на окружающих людей. Чем больше я об этом думаю, тем больше мне кажется, что если Google подойдёт к этому вопросу легкомысленно, Project Glass может просто вылететь в трубу и подорвать саму идею общественной приемлемости нательных дисплеев, и всё из-за этой камеры, будь она не ладна.

Может показаться абсурдным предположение о том, что камера может подорвать идею Project Glass. В конце концов, на демонстрациях нам в основном показывали возможности по фото- и видеосъёмке лёгким движением руки. Мы видели видео с ребёнком на игровой площадке и с парашютистами в небе. Фотографии ведущих ток-шоу и красавиц на подиуме на показе мод. Способность очков учитывать окружение своего владельца и заранее выдавать нужную ему информацию во многом связана именно с камерой.

Однако в выбранном направлении дизайна есть одна серьёзная проблема: когда на человека направлена камера, он не знает, снимает она или нет. Под угрозу ставится безопасность и конфиденциальность, но не меня (обладателя очков), а вас (субъектов съёмки). Как большой энтузиаст мобильной дополненной реальности и тот, кто хочет поскорее попробовать Project Glass в деле, я немного обеспокоен тем, что Google или не понимает эту проблему, или относится к ней слишком легкомысленно.

На демонстрациях Сергей и другие показывали, что сделать фотографию с помощью Glass можно лёгким движением руки. Кто-то может наивно заявить, что по этому сигналу как раз и можно определять, что тебя снимают. Но это явно не так: пусть даже в данном случае мы знаем, что нас снимают, как определить, что нас снимают только в данный момент? Вот в чём проблема.

Первые разработчики iPhone, которые хотели задействовать камеру на iOS-устройстве, помнят, как Apple плотно контролировала доступ к камере. Несколько лет было невозможно получить изображения с камеры в обход встроенного виджета камеры, причём при этом нельзя было избежать громкого звука затвора. Когда несколько лет мы сделали виртуального любимца Arf для iOS, мы не могли его выпустить, потому что было очень сложно задействовать камеру в реальном времени. Одна из причин, почему Apple так серьёзно подошла к этому вопросу, была в том, чтобы о фотосъёмке знали и пользователь телефона, и находящиеся рядом люди, и им было комфортно.

Хотя с тех пор требования к разработчикам несколько ослабли, этот осторожный подход Apple доказал свою успешность. Наше общество уже адаптировалось к камерофонам. Мы знаем, что если кто-то поднял телефон, он может делать фотографии. В раздевалках спортивных клубов сегодня принято запрещать камерофоны, по очевидным причинам. В некоторых секретных госучреждениях запрещено использовать телефоны вообще.

Однако с практической точки зрения, крайне сложно сфотографировать человека так, чтобы он не узнал, что его снимают. Попробуйте навести телефон на незнакомого человека, и он сразу это заметит. А теперь представьте, если вы пытаетесь сфотографировать таким образом влюблённую пару на скамейке в парке; незнакомых детей на детской площадке; симпатичного человека требуемого пола в кофейне или баре. Несложно представить, какой может быть реакция.

А теперь представьте, что будет, когда люди поймут, что любой человек с Glass постоянно держит вас на «прицеле» камеры и эта камера может записывать всё, что он видит и слышит.

Вспомните неприятный инцидент в парижском «Макдоналдсе» со Стивом Манном. Мы можем никогда не узнать, что там в действительности произошло, был ли виноват Манн (например, как-то провоцировал сотрудников) или сотрудники (слишком остро отреагировали на что-то), но ясно одно: Манн вёл фотосъёмку, и скорее всего, он снимал всё, что видел, на постоянной основе. Хотя он заретушировал лица сотрудников на опубликованных фотографиях, важно то, что он снимал постоянно и позже мог опубликовать нужные ему снимки, и это в основном осталось проигнорированным прессой и энтузиастами нательных технологий. Несложно представить, что будет, если тысячи людей смогут в любой момент выдать фото/видео/аудио того, что они наснимали в течение дня.

Первый шаг для решения возможных проблем очевиден: Google должна подойти к вопросу серьёзно. Как минимум, нужно сделать так, что всегда при работе камеры или микрофона был какой-то визуальный (и, возможно, звуковой) сигнал, видимый (слышимый) окружающим. Должен быть один вид сигнала, когда камера или микрофон работают вообще (даже в режиме просмотра), другой — когда изображение сохранено и передано приложению на устройстве или сохранено в камере, и, возможно, третий — когда снимается видео или аудиоклип. И это должно быть реализовано на аппаратном, а не программном уровне (поскольку ОС, скорее всего, будет открыта, для поддержки исследований), и разработчики приложений не должны иметь возможность это отключить.

Всё это — серьёзная задача. Например, простой светодиод можно легко заклеить лентой, поэтому индикатор нужно встроить в саму камеру, чтобы её нельзя было закрыть без нарушения функции съёмки.

Каким бы ни было решение, будет очень грустно, если камера — то, что делает Glass таким мощным и интересным, — одновременно и похоронит его.

Blair MacIntyre

Categories
Статьи

RELATED BY