Пробуй до покупки: сервис размещения товаров в дополненной реальности ARTOUCHER

Креативные агентства — главные места скопления разработчиков дополненной реальности. Несмотря на почти повсеместную фиксацию на ...

Креативные агентства — главные места скопления разработчиков дополненной реальности. Несмотря на почти повсеместную фиксацию на B2B, создаваемые ими проекты становятся достоянием широкой общественности и не залёживаются во внутрикорпоративных папках. В более широком смысле рекламный и даже вирусный характер дополненной реальности делает её одним из лучших инструментов для работы с конечным потребителем, а сотрудников студий — самыми опытными людьми в AR-сфере.

В этот раз нашим собеседником стал Иван Благовещенский, генеральный директор компании AREALIDEA, которая пару лет назад решила предоставить отечественной рознице продукт нового типа и, как оказалось, во многом опередила время. Однако проект не ушёл в небытие, как многие другие, а продолжил развиваться, став одной из тех разработок, которые способны привлекать в дополненную реальность массу новых людей через простой и понятный кейс. Проект получил имя ARTOUCHER и представляет собой платформу для наглядной демонстрации виртуальных воплощений товаров и идей. Вместо тысячи слов видео:

Сегодня платформа ARTOUCHER выделена в отдельный бизнес, что косвенно говорит о её росте и одновременно искусственной дифференциации более привычных проектов агентства. Всё-таки дополненная реальность ещё не избавилась от налёта фантастики, хотя явно набирает обороты. Поговорим об истории ARTOUCHER и реализации подобных проектов.

Выделение проекта размещения товаров в дополненной реальности ARTOUCHER в отдельное направление в первую очередь говорит о том, что вы хотите внешне дифференцировать его от агентства, то есть рассчитываете на его успех как самостоятельного бизнеса. Как вы пришли к необходимости создания ARTOUCHER — на чём основывается ваша уверенность?

С технологией дополненной реальности мы начали экспериментировать в 2011 году. Нам было интересно найти применение технологии, способной привлечь внимание, так как основной фокус компании AREALIDEA был сосредоточен на комплексных проектах по организации продаж в интернете (от автоматизации интернет-торговли до привлечения и удержания аудитории).

В то время открывалось много интернет-магазинов, все искали способ лучше показать товар, выделится среди других. Тогда мы и решили, что дополненная реальность должна стать хорошей историей. Здесь и вау-эффект, и взаимодействие с товаром путем его примерки на себя и в интерьер.

Но всё оказалось не так просто. К маю 2012 года мы подготовили первый релиз ARTOUCHER и представили его на выставке ECOM EXPO 2012. Было много заинтересованных, но рыночная ситуация оказалась другой. Магазины были увлечены собственным выживанием, мобильная аудитория была не достаточно большой, а производители товаров лениво шли на контакт для подготовки 3D-контента.

Одновременно с этим за рубежом дела развивались куда лучше, появлялись новые кейсы. Сказывалась более подготовленная аудитория и лучшее проникновение мобильных устройств. В этих условиях появлялись проекты со схожей идеей. Например, одна французская компания (Augment — прим. ред.) не так давно привлекла инвестиции в размере $1 млн.

Тогда мы решили, что перспективы у рынка есть. Но не всё сразу. Было решено расширить сферу применения, включив не только электронную коммерцию, но и выставочную деятельность, образование, промо-проекты и программы лояльности. Мы превратили ARTOUCHER в платформу для быстрого запуска проектов с дополненной реальностью на iOS и Android, сделав приоритетами качество, богатый инструментарий и небольшую цену из коробки.

С 2014 года дополненная реальность в России получила второе дыхание. Мобильная аудитория выросла. Теперь люди не только хотят с ней работать, но и готовы выделять бюджеты. Стало больше запросов, и уже не так удивительно встретить тендер от застройщика на демонстрацию будущего жилого комплекса в дополненной реальности на местности. Теперь мы уверены, что в скором времени на рынке окажется больше хороших кейсов, а наш ARTOUCHER будет этому способствовать.

Каковы принципы работы ARTOUCHER? Что и по какой стоимости получает ваш клиент?

ARTOUCHER — первый в России сервис размещения 3D-моделей в дополненной реальности с относительно доступными ценами, уникальным набором возможностей по интеграции с сайтом и инструментами аналитики. На базе сервиса могут быть построены брендированные мобильные приложения с расширенным функционалом, включая интерактивное взаимодействие с моделью, воспроизведение анимации и отображение подсказок.

К примеру, магазин с помощью ARTOUCHER может быстро сделать своё мобильное приложение, разместить в нём каталог товаров и начать продавать. Для наиболее популярных товаров магазин сможет дать покупателям возможность примерять их в интерьере или на человеке. Так пользователь сможет лучше познакомиться с товаром и совершить покупку прямо с планшета. Если говорить о продаже мебели, то покупатель не только сможет увидеть, как диван встанет в комнате, но и разложить его, поменять ткань и расцветку.

Следует отметить нашу достаточно лояльную ценовую политику. После окончания пробного периода размещение до 50 объектов на минимальном тарифе обойдется всего в 4990 рублей в месяц. Мы предусмотрели три тарифа, отличающихся количеством доступных к загрузке объектов, количеством показов загруженных моделей, а также маркетинговыми инструментами.

В настоящий момент бесплатно протестировать сервис может каждый желающий. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте www.artoucher.com в режиме демо-доступа. Пробный период предполагает размещение до пяти объектов с четырьмя моделями в каждом, сроком на три месяца. Для тестирования доступна загрузка как двухмерных, так и 3D-моделей. Требования к моделям подробно описаны в личном кабинете пользователя. После модерации объекты становятся доступны в общем разделе мобильного приложения.

SONY DSC

Раскройте технические подробности вашей разработки: какой инструментарий использовался для создания мобильного приложения, каким образом в программу загружаются модели, есть ли к ним специальные требования?

Выбирая библиотеку дополненной реальности, мы остановились на решении от компании Qualcomm — Vuforia (ранее известную, как QCAR). Она обладает широким функционалом, оптимизирована для использования на мобильных устройствах и достаточно активно развивается. С 2011 года мы могли воочию наблюдать за увеличением расстояния распознавания маркера, появлением трёхмерных маркеров и других приятностей. Не обошлось без собственных разработок: нами реализованы алгоритмы для обработки изображения методом функциональных точек, есть ряд технологических ноу-хау.

Рендеринг 3D-моделей осуществляется при помощи OpenGL ES. В брендированных приложениях возможно применение движка MonoGame для воспроизведения анимированных моделей и применения шейдеров разного рода.

При разработке мобильного приложения мы исходили из идеи кроссплатформенного решения. Для этого всё, что не имеет отношение к интерфейсу приложения, было перенесено на фреймворк Xamarin (Mono .NET Framework). Нам потребовалось проделать работу по адаптации Vuforia и 3D-движков к этой среде, переписать весь код первой версии проекта, но зато теперь мы можем наслаждаться универсальностью решения на языке C#. Мы могли бы с легкостью выпустить версию софта для Windows Phone, но пока не видим в этом большого смысла.

В качестве хранилища информации по товарам и моделям у нас выступает сервер, работающий под управлением CMS 1C-Bitrix. Для пользователей ARTOUCHER доступен сайт с личным кабинетом, через который любой желающий может загрузить свои модели в песочницу и протестировать сервис.

Мы поддерживаем два типа моделей: 2D и 3D. Для загрузки 2D-моделей необходимо PNG-изображение. В качестве 3D выступают модели в формате OBJ с одной текстурой. Такие модели можно получить из 3DMax и других редакторов. Через некоторое время мы планируем перейти на формат FBX, добавить зависимость текстур от используемых шейдеров.

Сейчас ваше приложение уже вовсю функционирует — не проявляет нестабильности и хорошо схватывает маркеры, однако в нём совсем немного моделей, в том числе от ваших партнёров. Низкая активность компаний связана с общей не информированностью о дополненной реальности, или есть иные причины?

Действительно, пока имеет место малая популярность технологии дополненной реальности и недостаточная информированность клиентов о её возможностях. Но это дело времени. Как и с большинством инструментов маркетинга, в самом начале новую технологию применяют самые прогрессивные компании, а затем её включают в свой инструментарий остальные игроки.

Важной особенностью софта является сбор детальной статистики о проводимых мероприятиях. А могли бы вы, не раскрывая коммерческих тайн, поделиться с нами статистикой эффективности дополненной реальности в размещении виртуальных объектов?

Можем рассказать на примере одного клиента. В 2013 году мы выполнили проект для ведущего производителя детской одежды компании Orby. К тому моменту было открыто более 100 розничных точек продаж. Была поставлена задача — оживить федеральную рекламную кампанию мобильным решением, совместимым с дополненной реальностью — а именно создать брендированное мобильное приложение «Orby. Дети в моде!» на базе сервиса ARTOUCHER.

DSC_9600

Суть акции состояла в том, что любой желающий мог познакомится с новой коллекцией детской одежды, примерить её с помощью планшета или телефона на ребёнка и получить за это скидку в точках продаж. Акция была анонсирована в журнале Cosmopolitan Russia.

За 3 месяца проведения акции было собрано более 7500 установок с преобладанием пользователей iOS. После запуска приложение входило в TOP-100 Google Play (категория «Покупки») и App Store («Каталоги»). Каждый месяц совершалось более 2 000 просмотров моделей. Из них 15% вели в интернет-магазин.

Для разовой акции это хороший показатель, учитывая, что для её запуска не потребовалось разрабатывать приложение, только подготовить каталог товаров и рекламные материалы. Этим и хорош ARTOUCHER: можно быстро развернуться и решить сразу несколько задач:

  • создать хороший PR повод,
  • получить доступ к мобильной аудитории,
  • продемонстрировать свои товары в лучшем виде.

В этом году мы хотим повторить акцию, улучшив показатели за счёт нововведений.

Ваше приложение разделено на каналы, подобно Wikitude, а заявленные возможности его использования в печати, инсталляциях и макетировании позволяют ассоциировать его с Augment и Layar. К тому же у вас уже есть навигационное AR-приложение, работающее в Ярославле. Не собираетесь сделать из ARTOUCHER полноценный браузер с навигацией? 

Приложение мобильного гида с функцией просмотра объектов вокруг в режиме дополненной реальности по аналогии с Layar было разработано в 2010 году, и с тех пор проект был заморожен ввиду отсутствия спроса. Мы обкатали технологию, и если появится подходящий проект, мы будем готовы её применить. К примеру, если нужно будет показать на местности целый микрорайон или будущий завод, то мы будем во всеоружии.

Основная задача проекта ARTOUCHER — именно демонстрировать 3D-модели в реальном мире. Геонавигация — это один из способов задания её местоположения, так же, как и печатный маркер. Поэтому вполне возможно, что в будущем мы реализуем введение координат у модели.

SONY DSC

Как вы смотрите на приход на рынок новых устройств, готовых к AR и VR? Чувствуются ли в них реальные перспективы? 

Время покажет, но в целом нам интересно всё новое. Если устройства, подобные Google Glass, получат широкое развитие — это будет серьезный толчок к развитию технологии дополненной реальности и её применения в повседневной жизни людей. Фантасты уже давно расписали, как это должно выглядеть. Осталось только технологиям их догнать. Но мы верим, что так и будет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив текст и нажав клавиши Shift + E или кликнув сюда.

Раздел
Интервью

Другие статьи