Красный безумный робот

ARNext взял интервью у технического детектора (именно так — мы переспросили:) московской компании Redmadrobot Александра Алёхина (на фото). ...

ARNext взял интервью у технического детектора (именно так — мы переспросили:) московской компании Redmadrobot Александра Алёхина (на фото). Redmadrobot занимается разработкой мобильных приложений и стала одной из активных участниц рынка дополненной реальности. Профессионализма, как, впрочем, и оригинальности, этим ребятам не занимать.

Расскажите, почему одним из основных направлений вашей деятельности была выбрана дополненная реальность?

Нам нравятся технологии, которые будоражат воображение и которые позволяют приблизить будущее, каким мы его знаем из фантастических романов и фильмов. Дополненная реальность — как раз одна из таких технологий.

Время начала нашей активной деятельности совпало с началом популяризации дополненной реальности. На западе она становилась трендом. В Ютьюбе начали появляться ролики разработчиков, которые экспериментировали с первыми доступными платформами — ARToolKit и его Flash-копией FLARToolKit. Технология показалась нам многообещающей и интересной в плане собственного развития. Так началось наше погружение. Первым проектом стала обложка газеты F5. До сих пор храним её в нашем портфолио в качестве реликта.

По вашему мнению, каковы ближайшие перспективы смешанной реальности в мире и в России в частности?

Два года назад маркер, напечатанный на бумаге и поднесённый к камере, вызывал бурю восторга, сейчас уже мало кого удивляют полноценные игры с дополненной реальностью на экранах мобильных устройств. Можно сказать, что технология приживается, множество людей знает о ней, и теперь ждёт от неё практической пользы. И ближайшее практическое применение технология находит в браузерах дополненной реальности — приложениях, помогающих ориентироваться в окружающей обстановке и получать актуальную этой обстановке информацию. Уже сейчас на рынке представлено более десятка подобных браузеров (junaio, Layar, Wikitude, Tagwhat, mTrip и др.), которые готовы показать вам оптимальный маршрут, посоветовать лучшее в округе кафе, перевести надпись на незнакомом языке, показать транслируемые через соцсети мысли окружающих вас людей, рассказать интересные факты о местах, которые вы посещаете, и предметах, которые попадаются вам на пути. Если связать эти разработки с трендом интеллектуальных личных помощников (самый известный — эппловский Siri), в итоге может получиться очень интересный симбиоз.

Конечно же, следует учитывать, что перспективы дополненной реальности напрямую зависят от исследований и разработок в области машинного зрения (сегментация изображения, распознавание предметов и людей) и интерфейсов ввода/вывода информации (очки дополненной реальности, голосовое управление и управление жестами). Такие гиганты как Google, Microsoft, Apple, Samsung сегодня формируют ландшафт будущего. Настоящая революция дополненной реальности начнётся с приходом устройств, проецирующих изображение прямо на сетчатку глаза, управляемых голосовыми командами и жестами. И прототипы, демонстрируемые сегодня, говорят о том, что это время уже не за горами.

Каков ваш самый интересный, амбициозный AR-проект?

Самой интересной частью работы, с нашей точки зрения, является исследование чего-то нового: самого принципа работы дополненной реальности или новых возможностей определения людей и жестов, открывшихся с приходом на рынок контроллера Kinect. Поэтому самые интересные для нас проекты начинаются со слов «мы пока не знаем, как это возможно, необходим ресёрч». Если говорить о самом амбициозном проекте, то он еще впереди. Stay, как говорится, tuned.

Вы имеете опыт сотрудничества с крупными российскими и зарубежными бизнес-структурами, такими как Росатом, Сколково и Ford. Есть ли разница в отношении к технологиям дополненной реальности у российских и зарубежных заказчиков? Кто из них охотнее работает с AR?

Имеет смысл говорить не о различном отношении к технологии, а о различном подходе к организации кампаний с использованием дополненной реальности. Как следствие — о различном масштабе и эффективности проектов. На западе дополненную реальность не рассматривают как палочку-выручалочку, одно наличие которой способно решить все маркетинговые задачи. Она — хорошее средство для привлечения внимания, но эффект дают несколько последовательных и взаимосвязанных этапов, где дополненной реальности отводится большая, но не решающая роль.

Хороший пример, иллюстрирующий идею — рекламная кампания iButterfly сети торговых центров SM Supermalls. Японские разработчики Mobile Art Lab создали игру, в которой участникам предложили ловить в реальном небе виртуальных бабочек. Само по себе занятие интересно первые 5 минут, но… Если добавить интригу — проморолики до начала акции, геолокацию и страсть к коллекционированию — в разных городах разные бабочки, социализацию — обмен бабочками с друзьями, практическую выгоду — каждая из бабочек является купоном на скидку, получится очень увлекательная активность. iButterfly App is a fun and smart advertising tool disguised as a game! (iButterfly App — интересный и умный рекламный инструмент, замаскированный под игру! — прим. ред.) Лучше не скажешь.

Российский рынок, в силу ряда обстоятельств, вторичен. Как правило суть заказов сводится к простому «Хотим так же». При этом ставка делается на одну лишь технологию. Но сама по себе она мало что может дать. Практически никого не заботит юзабельность, мало кто оценивает эффективность кампании. Зачастую вся «кампания» сводится к стенду со случайными прохожими, которые не знают, что им с этим стендом делать, а главное — зачем. В общем, никакого «смарта», и «фан» достаточно условный.

Хочется надеяться, что ситуация уже начала меняться в лучшую сторону, и в скором времени мы увидим удачные примеры отечественных компаний. Если говорить о нашем скромном вкладе в копилку хороших рекламных кампаний, то можно упомянуть последний проект, сделанный совместно с FIRMA Agency для Mini. Всем желающим предлагается припарковать виртуальный автомобиль в реальной обстановке и отправить фотографию на конкурс самых необычных способов парковки.

Давно ли дополненная реальность стала востребованной в бизнес-среде и каким образом используется современными российскими предпринимателями?

Интерес к технологии со стороны российского бизнеса возник где-то пару лет назад, когда началось вирусное распространение видеороликов успешных западных кампаний с применением дополненной реальности.

Если говорить о вариантах использования, то в первую очередь это — привлечение внимания к продуктам и услугам, то есть реклама. Второе направление использования — презентации проектов потенциальным инвесторам и партнёрам на выставках и форумах. В последнем случае получалась двойная выгода: во-первых, виртуальный макет получался на порядок дешевле в изготовлении и транспортировке; во-вторых, новая технология подчёркивала инновационный подход компании. В качестве примера можно привести проект виртуального макета индустриальных парков для Агентства регионального развития Калужской области, а также презентацию дома будущего, в постройке которого используются наноматериалы, производимые при участии корпорации Роснано.

Ещё один вариант использования дополненной реальности в качестве инструмента продаж — виртуальные примерочные для магазинов одежды и аксессуаров. Первым подобным проектом на российском рынке стал наш проект для магазина La Redoute. Данное направление до сих пор является мировым трендом. Так недавно американская компания Zugara получила патент их виртуальной примерочной The Webcam Social Shopper. И, конечно же, огромную помощь в деле распознавания на видеопотоке людей и жестов оказывают игровые контроллеры Kinect. Наши друзья из компании AR Door активно используют их в собственном проекте примерочных Fitting Reality.

Что может дать дополненная реальность двум самым волнующим граждан любой страны сферам общественной жизни — медицине и образованию?

Научно-исследовательские организации давно уже делают шаги в направлении популяризации своих идей и разработок при помощи дополненной реальности. В качестве примера можно рассмотреть недавний проект NASA — приложение, при помощи которого на своем столе можно посмотреть на трёхмерные модели реальных космических аппаратов Вояджер, Кассини, Юнона и других. Дополненная реальность используется здесь как инструмент привлечения внимания к теме исследования космического пространства, хотя сама по себе никакой уникальной ценности не представляет.

Следующий шаг — это применение дополненной реальности в качестве инструмента представления актуальной информации в удобной и естественной форме. Здесь, конечно же, не обойтись без устройств вывода следующего поколения — виртуальных очков или ретинальных мониторов. Представьте хирурга, который во время операции видит все жизненно-важные показатели пациента — пульс, давление, состояние внутренних органов, — не отводя взгляда от операционного стола. Когда на картину, видимую невооружённым взглядом, накладываются виртуальные слои, получаемые томографами или аппаратами ультразвуковой диагностики.

Интересное применение технология может найти в приложениях из серии «How To» — набор инструкций для решения локальных задач. В качестве примера можно привести ставшую классикой работу инженеров Боинг, которые использовали дополненную реальность на полупрозрачных головных дисплеях во время прокладки кабелей. Или более свежий пример — приложение для механиков BMW.

Сайт ARNext.ru читают люди самых разных профессий и предпочтений в высокотехнологичном мире — мы стремимся донести знания об AR как можно большему количеству пользователей Сети. Как вы думаете, почему современному человеку стоит заинтересоваться дополненной реальностью и позволить ей быть частью окружающего его мира?

Являясь по сути интерфейсом к окружающему нас миру, дополненная реальность уверенно входит в нашу жизнь, делая её «более лучше». Процесс этот — эволюционный, незаметный для большинства людей и, к счастью, не зависящий от их заинтересованности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив текст и нажав клавиши Shift + E или кликнув сюда.

Раздел
Интервью

Другие статьи