Бизнес о будущем дополненной реальности: опрос ARNext

В прошлом месяце во время предновогоднего ажиотажа мы решили, что конец года — самый подходящий момент ...

В прошлом месяце во время предновогоднего ажиотажа мы решили, что конец года — самый подходящий момент для того, чтобы разузнать о будущем. Для этого мы обратились к людям, которым предстоит строить его для нас всех — разработчикам решений дополненной реальности, двигающимся на волне прогресса пользовательских интерфейсов. Именно они делают то, о чём неустанно спорят аналитики и евангелисты, и именно об их труде, в конечном счёте, пишет ARNext.

Всем представителям девелоперских компаний мы задали лишь один вопрос: «Что ждёт общество будущего благодаря дополненной реальности?» И получили интересные ответы.

Алексей Уманский, директор по работе с клиентами ARTmostra:

Алексей Усманский

Алексей Усманский

Настоящее дополненной реальности наверняка известно читателям специализированного портала. Ближайшее будущее (до нескольких лет) мобильной реальности в своей технической сложности следует за настоящим оффлайн версий, и много компаний и команд сегодня бьётся над решением ряда сложностей в переносе сценариев, обрабатываемых стационарными машинами и выдаваемых сразу на экран, на мобильные устройства с работой через сети.

Взгляд в более отдалённое будущее (до 10 лет) может дать нам пофантазировать.

2023 год. Дополненная реальность повсюду! Девайс под названием i-eye одевается как линза на глаза, не причиняя больших неудобств за счёт использования мягкой прозрачной матрицы и колоссального разрешению в 4K, что даёт нам очень детализированную и качественно проработанную картинку.

Эта технология начинает понемногу вытеснять многие классические, например, наружную рекламу. Вместо биллбордов, за которыми требуется уход, монтаж, которые требуют освещения (а это всё затраты), реклама грузится в Сеть и, при помощи устройств i-eye и подобных, показывается вам вместо стены дома или, что ещё разумнее, на этой стене, во все шесть этажей; вы видите рекламу с таргетингом, рядом с вами другой человек видит другую рекламу, так как он другого пола или класса. Также использование дополненной реальности в наружной рекламе, при тотальном использовании средств, воспроизводящих AR, значительно расширяет функциональные возможности, как чисто визуальные, так и интерактивные.

Вы сможете не только узнать больше, но и, например, загрузить файл и оказаться внутри рекламируемого автомобиля, стоя на остановке или дома. Подобное проникновение технологии в массы позволит применять её повсеместно для защиты, обучения, информирования и в любых других отраслях. Минёры смогут на минном поле видеть свои мины, врачи — видеть органы, студенты на парах смогут посмотреть на модель большого взрыва, и всё это не будет ноу-хау, не будет вызывать вау-эффекта, так как станет обыденной технологией, как, например, доступ в интернет с телефона сегодня.

Вообще я думаю, что половину из реальных вещей можно будет заменить виртуальными проекциями, так как и сейчас эти вещи служат только одной цели — объяснять нам устройство различных вещей и процессов, и совсем не важно, существуют ли они в физической форме, как карта или полиграфический материал, или только виртуально, ведь конечная цель достигается, результат лучше, а затрат меньше. И Greenpeace доволен!

Александр Якуба, коммерческий директор компании Hiimob:

Александр Якуба

Александр Якуба

Общество дополненной реальности стремительно приближается. Окажемся мы в нём годах эдак в 2014–2015. Главное уже сделано: компьютерное зрение перестало быть привязанным к стационарным аппаратам. Смартфоны и планшеты всего за пару лет из диковинки для гиков превратились в массовый товар.

И это позволяет сделать дополненную реальность постоянным спутником человека. Любые объекты на улице, дома, в офисе, в магазине могут получить дополнительные параметры, характеристики, информацию. Виртуальные гиды для туристов, рассказывающие о той достопримечательности, на которую наведена камера. Виртуальные выставки.

Следующий шаг — узнавание лица конкретного человека. Привязка к нему данных из социальных сетей, информации о дне его рождения, увлечениях, работе. Вы будете «прочитывать» собеседника ещё до того, как он начнёт говорить.

Но для этого нужен переход от смартфона к очкам дополненной реальности. Ведь не будете же вы наводить свой смартфон на собеседника, чтобы получить дополнительную информацию о нём — это не вежливо, как минимум. У Стругацких прогрессоры в «Трудно быть Богом» носят на голове обруч со встроенной камерой, которая передаёт сигнал на базу землян. Появление очков дополненной реальности сделает каждого таким прогрессором.

Можно будет вести видеодневник, записывая все события своего дня и выкладывая его на YouTube. И всё это с дополнительной информацией. Вместо того, чтобы «чекиниться» в кафе, можно будет увидеть, кто сидит в этом кафе, и что в данный момент обсуждается посетителями в соцсетях. А вдруг они возмущены пересолённым супом? Тогда туда лучше и не заходить.

И главное. Дополненная реальность позволит решить проблему взаимодействия с искусственным интеллектом. Ведь при наведении камеры на робота можно будет увидеть дополнительную информацию, в том числе и ту, которую он хочет донести до вас в настоящий момент. Ну не «эсэмэсками» же с ним переписываться!

Александр Алёхин, технический детектор Redmadrobot:

Александр Алёхин

Александр Алёхин

Два года назад маркер, напечатанный на бумаге и поднесённый к камере, вызывал бурю восторга, сейчас уже мало кого удивляют полноценные игры с дополненной реальностью на экранах мобильных устройств. Можно сказать, что технология приживается, множество людей знает о ней, и теперь ждёт от неё практической пользы. И ближайшее практическое применение технология находит в браузерах дополненной реальности — приложениях, помогающих ориентироваться в окружающей обстановке и получать актуальную этой обстановке информацию. Уже сейчас на рынке представлено более десятка подобных браузеров (junaio, Layar, Wikitude, Tagwhat, mTrip и др.), которые готовы показать вам оптимальный маршрут, посоветовать лучшее в округе кафе, перевести надпись на незнакомом языке, показать транслируемые через соцсети мысли окружающих вас людей, рассказать интересные факты о местах, которые вы посещаете, и предметах, которые попадаются вам на пути. Если связать эти разработки с трендом интеллектуальных личных помощников (самый известный — эппловский Siri), в итоге может получиться очень интересный симбиоз.

Конечно же, следует учитывать, что перспективы дополненной реальности напрямую зависят от исследований и разработок в области машинного зрения (сегментация изображения, распознавание предметов и людей) и интерфейсов ввода/вывода информации (очки дополненной реальности, голосовое управление и управление жестами). Такие гиганты как Google, Microsoft, Apple, Samsung сегодня формируют ландшафт будущего. Настоящая революция дополненной реальности начнётся с приходом устройств, проецирующих изображение прямо на сетчатку глаза, управляемых голосовыми командами и жестами. И прототипы, демонстрируемые сегодня, говорят о том, что это время уже не за горами.

Сергей Соляник, директор Spider Group:

Сергей Соляник

Сергей Соляник

Что ждёт общество ближайшего будущего благодаря дополненной реальности?

Для начала приведу индейскую мудрость: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я не смогу запомнить, привлеки меня к участию — и я пойму». По моему мнению, этой фразой очень точно описывается смысл технологии дополненной реальности на все времена ;)

Ну а если посмотреть вперёд, то я считаю, что в течение ближайших двух лет дополненная реальность будет встроена абсолютно во все гаджеты, включая мобильные телефоны. Благодаря разработкам Google появятся очки с дополненной реальностью, а благодаря китайским инженерам и заводам они станут доступны многим.

Темп жизни общества неуклонно ускоряется, человек стремится получить всё и сразу, и AR будет помогать людям в этом процессе. Используя продукты, базирующиеся на технологии AR, можно:

  • ускорить типичные процессы или оптимизировать их;
  • сделать обучение более наглядным и интуитивным, а навигацию более точной и простой;
  • предоставить возможность видеть давно утраченные или ещё не существующие объекты;
  • ассоциировать объекты вокруг с информацией из интернета;
  • выполнять сложные и разнородные манипуляции без длительной подготовки.

Часть этих возможностей доступна уже сейчас, но используют их пока мало. Тем не менее с каждым новым днём количество пользователей AR будет расти. Благодаря им будет увеличиваться количество информации в сервисах AR, они будут создавать всё больше связей объектов реального мира с информацией из Сети для других, таких же как они, пользователей.

Резюмировать всё, сказанное выше, можно такой фразой: дополненная реальность позволит людям смотреть на окружающий мир другими глазами.

Валерия Холодкова, директор по маркетингу компании EligoVision:

Валерия Холодкова

Валерия Холодкова

Что ж, давайте представим себе заманчивое будущее, которое рисуют сегодня в воображении многие, хоть немного знакомые с дополненной и виртуальной реальностью.

Только представьте, сколько ещё информации вы будете потреблять ежеминутно через какие-нибудь 10 лет благодаря использованию новых супервысокотехнологичных «помощников». Например, таких как очки дополненной реальности, говорящие и интерактивные рекламные модули с каждой стены каждого дома, «искусственно-интеллектуальные» смартфоны, контактные линзы, погружающие вас в пучины виртуальной реальности…

Впору сойти с ума:)

Сегодня на волне энтузиазма и возбуждения от открывающихся человечеству невероятных возможностей, может быть, стоит немного притормозить и подумать, а так ли невероятно привлекательна эта гонка технологий и превращение человека XXI века из homo sapiens в cyber sapiens?

Не поймите меня неправильно.

Ни в коем случае я не призываю забыть о той же дополненной реальности или ещё хуже — взять и выкинуть такие привычные, удобные и любимые гаджеты в окно, а вместо этого взять в руки счёты и гусиное перо. Просто хорошо бы нам помнить о том, что любая техническая инновация влечёт за собой не только восторг и всеобщее довольство, но и множество сопутствующих нюансов, морально-этических, психических и физиологических. И не все они так уж радужны в ближайшей перспективе.

Задумайтесь, насколько трудно станет устанавливать и сохранять границы приватности и обеспечивать защиту личной информации с тотальным распространением AR-очков. Насколько сильно распространение дополненной реальности и дистанционного присутствия может помешать адекватному развитию межличностных отношений в социуме. Насколько ленивым и внушаемым может стать общество, расслабившись и доверившись искусственному интеллекту (кстати, его тоже ещё только предстоит создать), виртуальным гидам-аватарам и прочим «облегчителям» жизни.

Так что, может быть, и не стоит пока что прыгать от радости при каждой новости, приближающей нас к светлому кибернетическому обществу? Дополненная реальность, как и любые другие технологии, рано или поздно возьмёт свое. И хорошо бы нам к этому дню не превратиться в толпу безвольных и счастливых в своём невежестве существ, радостно дрейфующих на каком-нибудь космическом корабле под властью какой-нибудь «матрицы»:)

Если ваша компания является участницей рынка дополненной реальности, и вам есть, что сказать о будущем AR-технологий, мы ждём от вас письмо по адресу editor@arnext.ru с пометкой «Будущее AR». Самые интересные прогнозы появятся на этой странице вместе с мнениями ваших коллег. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив текст и нажав клавиши Shift + E или кликнув сюда.

Раздел
Интервью

Другие статьи