Что такое дополненная реальность?

Дополненная реальность (augmented reality, AR) — среда с прямым или косвенным дополнением физического мира цифровыми данными в режиме реального времени при помощи компьютерных устройств — планшетов, смартфонов и инновационных гаджетов вроде Google Glass, а также программного обеспечения к ним.

Мировой рынок дополненной реальности с игровыми, автомобильными, медицинскими, рекламными, оборонительными, образовательными и геолокационными приложениями вырастет до $5 155,92 миллиона к 2016 году.

Reuters

Источник: http://www.youtube.com/watch?v=EvyfHuKZGXU

 

По сути и несмотря на название, эти технологии могут как дополнять окружающий мир объектами мира виртуального, так и устранять из него объекты — возможности AR ограничиваются лишь возможностями соответствующих устройств и программ. Тем не менее сегодня все или почти все решения на основе дополненной реальности выполняют исключительно приведённую в названии функцию.

Мортон Хейлиг (Morton Heilig) известен как «отец виртуальной реальности». Он получил это звание за исследования и изобретения, сделанные в 1950-х и 1960-х годах. В частности, 28 августа 1962 года он запатентовал так называемый стимулятор Sensorama. Сам Хейлиг ещё называл его «театром погружения».

Читать дальше →

В технологиях одновременного взаимодействия пользователя с реальным и виртуальным мирами задействованы лишь слух и зрение, и, при условии встраивания в будущие системы AR сообщающих пользователю тактильные ощущения устройств, область их применения может быть значительно расширена, выйдя за рамки информационных и развлекательных решений. Потенциал этих технологий огромен.

Устройства

Google Glass

Очки дополненной реальности Glass разрабатываются компанией Google и являются автономным носимым устройством, управляемым посредством голоса и жестов. Тестирование Glass началось в 2012 году, а релиз первых устройств, предназначенных для разработчиков программного обеспечения, состоялся в 2013 году. Этот же год должен стать годом релиза потребительской версии устройства. На данный момент функциональный набор устройства не включает возможностей визуализации дополненной реальности, однако специализированным AR-устройством может стать одна из будущих версий Glass, которая пока известна лишь по патентным документам Google.

Google Project Glass

Согласно последним опросам, в западных (и не только западных) странах большинство людей, проснувшись утром, первым делом берут смартфон, чтобы проверить почту, сообщения в социальных сетях и т.д. Но однажды это навсегда изменится, и не исключено даже, что смартфоны уйдут в прошлое, как телефоны с дисковым набирателем номера. «Не может быть, за смартфонами и другими мобильными устройствами будущее!» — воскликнет подкованный в IT читатель. Но не спешите с выводами. Представьте, что вы сможете делать всё то же самое, что привыкли делать со смартфоном, но — без рук.

Читать дальше →

 

Vuzix Wrap 1200AR

Vuzix Wrap 1200AR

Vuzix Wrap 1200AR

 

За $1500 уже сегодня можно приобрести очки дополненной реальности Wrap 1200AR производства американской компании Vuzix. Они не автономны, содержат две VGA-камеры на внешней стороне «линз», которые захватывают стереоскопическое изображение и передают его на два дисплея с разрешением 852×480 у каждого, чтобы пользователь смотрел получающийся видеопоток — дополненный или нет — в 3D. Кроме того, новинка оснащена датчиками, отслеживающими положение головы. На деле получаемое пользователем изображение аналогично картинке с 75-дюймового экрана с расстояния десяти футов (около трёх метров).

 

Vuzix Smart Glasses M100

Smart Glasses M100

Smart Glasses M100

Помимо имеющихся неавтономных продуктов, Vuzix собирается начать продажи автономного устройства Smart Glasses M100 на Android 4. Единственный WQVGA-дисплей очков выполнен с соотношением сторон 16:9 и воспринимается пользователем как 4-дюймовый дисплей на расстоянии 35 см, то есть примерно как смартфон. Дисплей довольно яркий — 2000 нит, что позволяет использовать его при довольно ярком свете. Камера снимает в разрешении 1280×720. Процессор — OMAP4430 частотой 1 ГГц, объём оперативной памяти — 1 ГБ, флеш-памяти — 4 ГБ. На устройстве есть несколько физических кнопок: «включение», «выбор» и управление громкостью. Как и Glass, этот гаджет не может похвастаться возможностью дополнения реальности, однако специфика работы Vuzix позвляет предположить, что этот нательный компьютер эволюционирует в AR-гарнитуру вместе с аналогом Google.

Программное обеспечение

Уже сейчас программное обеспечение для использования AR весьма разнообразно. Наиболее известными представителями софта дополненной реальности являются так называемые браузеры дополненной реальности и игры для мобильных платформ — смартфонов и планшетных компьютеров на получивших широкое распространение операционных системах iOS, Android, а также игровых приставок Sony PlayStation Vita и Nintendo 3DS и 3DS XL. Тип программного обеспечения Glass неизвестен, а Vuzix Smart Glasses M100 работает на модифицированной версии Android.

Интересные факты о дополненной реальности

  • Изобретение термина «дополненная реальность» в 1990 году приписывается Томасу Коделлу (Thomas Caudell), бывшему исследователем компании Boeing.
  • Дополненная реальность является частью смешанной реальности, суть которой в интеграции виртуальных объектов в реальный мир.
  • Носимые устройства дополненной реальности принято делить на конструкции с надеваемыми на голову мониторами и устройства, в которых изображение проецируется на сетчатку глаза пользователя. Смартфоны и планшеты, по понятным причинам, специализированными AR-устройствами считать не принято.
  • Хрестоматийными примерами работы технологий дополненной реальности являются демонстрация линии офсайда в футбольных матчах и электронные шлемы военных лётчиков, предоставляющие им информацию о состоянии борта и системах вооружения, а также данные с радаров.
  • AR-технологии активно используются разработчиками игр для Nintendo 3DS и PlayStation Vita.
  • В снаряжение пилота малозаметного истребителя-бомбардировщика F-35 Lightning II компании Lockheed Martin входит шлем дополненной реальности, позволяющий ему видеть окружающее пространство так, будто между ним и происходящим снаружи нет преграды в виде кабины.
  • В необходимый для создания устройства дополненной реальности набор комплектующих входят процессор, дисплей, камера и электроника, определяющая положение, такая как акселерометр, GPS и компас. Таким образом практически идеальным гаджетом для массового распространения AR-технологий стал современный сенсорный смартфон.
  • Дополненная реальность уже применяется в медицине, навигации, военных конфликтах, искусстве, дизайне, биологии, архитектуре, археологии, переводах, офисной работе и прочих видах человеческой деятельности.

Хроника

  • В 1997 году в мире впервые прошёл Международный семинар по дополненной реальности (International Workshop on Augmented Reality (IWAR).
  • В 1999 году в Японии впервые прошёл Международный семинар по смешанной реальности (International Symposium on Mixed Reality (ISMR).
  • В 2002 году за мероприятием закрепилось название «Международный семинар по смешанной и дополненной реальности» (International Symposium on Mixed and Augmented Reality (ISMAR).
  • В 2012 году она состоялась в ноябре в городе Атланта, США.
  • 7 февраля 2013 года в Москве прошёл круглый стол «Дополненная реальность» — перспективные ниши для инновационных разработок», организованный Высшей школой экономики и компанией РВК, запись которого вы можете посмотреть здесь.
  • В 2013 году ISMAR проходила с 1 по 4 октября в австралийском городе Аделаида. Официальный сайт мероприятия — http://ismar.vgtc.org/.
  • С 4 по 5 июня 2013 года в городе Санта-Клара, США, проходила конференция Augmented World Expo 2013. Официальный сайт AWE — http://augmentedworldexpo.com/.
  • 10–11 октября 2013 года в Мюнхене прошла организованная компанией metaio международная конференция по дополненной реальности insideAR. Официальный сайт — http://www.metaio.com/insidear/. ARNext выступил информационным спонсором мероприятия.
  • C 27 по 29 мая 2014 года в Санта-Кларе проходила ежегодная выставка Augmented World Expo. Адрес официального сайта мероприятия прежний — http://augmentedworldexpo.com/
  • 8 июля 2014 года откроется токийский тур конференции insideAR 2014. ARNext является партнёром мероприятия. Сайт: http://www.insidear2014.com/

Видео

[one_half]

Короткометражный фильм «Взгляд»


[/one_half]
[one_half_last]

Презентация Google Project Glass


[/one_half_last]
[one_half]

Один день с Google Project Glass


[/one_half]
[one_half_last]

Небольшая демонстрация Vuforia от Qualcomm


[/one_half_last]
[one_half]

Интерфейс Google Glass

Полезные статьи

Ниже мы приводим ссылки на статьи, которые дадут вам более полное представление об AR-технологиях и стоящих за ними людях, а также массу примеров применения дополненной реальности:

  • Стив Манн: Моя «допосредованная» жизнь — во многом автобиографичная статья, написанная идеологом и исследователем дополненной реальности и пионером нательного компьютинга профессором Торонтского университета Стивом Манном;
  • Социальные последствия дополненной реальности — «У используемых нами технологий есть последствия, которые мы не можем предвидеть, — сказал как-то Винт Сёрф, вице-президент и главный интернет-евангелист в Google, также известный как один изобретателей интернета. — Мы на пороге эпохи, в которой раньше никогда не были. Информационный взрыв имеет место уже давно, но пока у нас не было серьёзных возможностей по его обработке»;
  • Наше дополненное я — статья о становлении нательных компьютеров как нового класса вычислительных устройств;
  • 7 способов, как дополненная реальность улучшит вашу жизнь — если вы всё ещё сомневаетесь в полезности AR-технологий или придерживаетесь отрицательного отношения к прогрессу в этой области, обязательно познакомьтесь с этим материалом;
  • Эра Glass никогда не наступит — есть мнение, что ставшие заочно популярными у потребителей смарточки Glass и им подобные устройства не смогут в нынешнем виде претендовать на популярность фактическую вследствие своих концептуальных особенностей.

Ссылки на тематические статьи: