Великие перевороты в истории взаимодействия человека и компьютера

В истории цифрового контента и взаимодействия с ним происходили самыеразные перевороты, сменялись эпохи. Сегодня человек ...
ux-user-experience1

В истории цифрового контента и взаимодействия с ним происходили самыеразные перевороты, сменялись эпохи. Сегодня человек только пытается достичь естественности восприятия «цифры», добиться от неё интеграции в окружающий мир, чтобы навсегда отринуть страшное будущее земной технократической антиутопии, которым нас десятилетиями пугали голливудские сценаристы. По сути, современные страхи лишь немного видоизменились: сегодня электроника становится привлекательной, красивой, работы промышленных дизайнеров часто сравниваются с произведениями искусства. Пугает всё возрастающая зависимость пользователей от инструментов.

Однако мы думаем, что ставшие из уродливых красивыми, технологии вскоре уйдут в область органики; чего-то столь же обычного, сколь и простого, находящегося на своём месте вне человека, на человеке и даже внутри человека. Первостепенную роль в этом историческом процессе без сомнения играют способы нашего взаимодействия с машиной. Если вспомнить, что сейчас наши портативные машины срослись с интернетом, то результатом станет взаимодействие со всеми оцифрованными данными человечества.

Чтобы осмыслить этот процесс, нужно посмотреть на вехи развития, что называется, ориентированных на человека технологий хотя бы за последние 30 лет. И эта статья посвящена наиболее интересным из них — плодам работы дизайнеров, инженеров, программистов и менеджеров, чьи компании смогли выйти в лидеры высокотехнологичной отрасли благодаря своему видению будущего.

Графический пользовательский интерфейс

История графического пользовательского интерфейса (Graphical user interface — GUI) началась ещё в середине двадцатого века в Стэнфордском университете, однако мощный толчок соответствующим исследованиям был дан лишь много лет спустя в лаборатории Xerox PARC. В 1973 году именно Xerox разработала первый в мире компьютер для индивидуального использования с GUI. В программном обеспечении Xerox Alto применили инновационный ход: вместо текстового кошмара в нём появился кошмар графический – метафорические изображения, всё ещё не позволяющие относительно неподготовленному пользователю без представления о спецтерминологии работать с компьютером.

«Очеловечивание» GUI произошло с выходом компьютера Macintosh, в котором работала операционная система Mac OS. C помощью мыши, которая, справедливости ради, поставлялась и с Alto, пользователям предложили управлять курсором и кликать на ярлыки, папки, корзину (в виде корзины!). Звучит голословно, если не видеть разницу между интерфейсами Alto и Macintosh воочию:

Интерфейс Alto

Интерфейс Macintosh

По сей день именно такой концепции с незначительными изменениями придерживаются все разработчики операционных систем для настольных компьютеров, лэптопов и планшетов (а также телефонов, смартфонов, плееров, телевизоров и прочего-прочего). Даже Windows 8, позиционирующаяся Microsoft как революционная, сохранила привычный рабочий стол, а в новых плитках лишь сменила метафорические картинки на анимированные элементы, вроде виджетов. Тот же графический интерфейс, и ничего другого у софтмейкеров нет.

AOL

Основанная в 1983 году компания Control Video Corporation, спустя девять лет переименованная в America Online и ставшая собственно AOL Inc. после 2006 года, стала синонимом интернета, пришедшего в мир, как известно, из США. Сегодня она борется за место под солнцем с более молодыми компаниями вроде Google, постепенно сдаёт позиции на интернет-рынке, но всё ещё является грозным конкурентом для любого, кто посягнёт на часть её американского сетевого пирога. Именно она является владелицей шестой по популярности в мире поисковой системы и плеера Winamp, и именно ей в далёком 1998 году была куплена легендарная Netscape. Но в наш список компания попала даже не за это.

Дело в том, что оригинальный интернет-сервис AOL первым предложил своим пользователям удобный графический интерфейс вместо команд и социальное взаимодействие — задолго до того, как это вошло в моду, да. Компания вырвала интернет из цепких рук «технарей» в растянутых свитерах, как с операционными системами это сделали в Xerox и Apple, преподнеся его простым пользователям и сделав его понятным и для мальчиков с девочками, и для бабушек с дедушками.

Интернет-поиск

Подавляющая часть всех запросов в интернете сегодня генерируется через поисковые системы. Игнорировать их важность невозможно: в то время как миллиарды рублей, долларов, юаней и евро были вложены в интернет-магазины, мультимедийные хранилища, социальные сети и прочее содержимое дата-центров, основной деятельностью среднестатистического землянина, имеющего доступ к Сети, является именно поиск данных.

В популярности поисковых систем, при помощи которых мы все ежедневно узнаём погоду, работаем, слушаем музыку, смотрим фильмы и читаем ARNext, нет никакой магии. Поисковая строка — великое изобретение человечества, вкупе с выдачей делающее «поисковики» практически конечными инстанциями. К примеру, уже сегодня главная страница Google без лишних щелчков мышью и переходов выдаёт нам информацию о погоде, картографические данные по искомым объектам и даже контекстную информацию об объектах запроса, вроде энциклопедических справок — как в Wiki, только без Wiki.

Amazon

Трудно поверить, но всего несколько лет назад продажи чего-либо через интернет были очень рискованным предприятием. В 1995 году, когда Сеть ещё не могла оповестить об этом большинство жителей развитых и развивающихся стран, свою игру на рынке начала компания Amazon, представившаяся «крупнейшим книжным магазином на Земле».

Amazon.com не стал первым интернет-магазином, но он смог превратиться к крупнейшую в истории транснациональную торговую онлайн-площадку с миллионами представленных продуктов и $48 миллиардами годового оборота, пережив множество своих сверстников.

«Amazon — эффективно обучающаяся организация, — заявила профессор бизнес-администрирования Гарвардской бизнес-школы Нэнси Ф. Коэн (Nancy F. Koehn) в интервью Businessweek. — Она — как живой организм, который в процессе естественного отбора и адаптации учится и становится сильнее». Эта компания фактически дала миру один из первых успешных проектов, связанных с интернет-коммерцией, став примером для тысяч ритейлеров и самой успешной компанией на рынке, сохраняя потенциал по сей день.

Napster

В 1999 году Шон Фэннинг (Shawn Fanning), Шон Паркер (Sean Parker) и Джордан Риттер (Jordan Ritter) открыли файлообменный p2p-сервис, двинувший интернет в сторону бесконтрольного пиратства (здесь скорее от слова «peer»). Napster — «папа» всех торрентов, полемика вокруг которых захлестнула Сеть в середине двухтысячных, а заодно и iTunes, Netflix, Rhapsody и других распространяющих контент-сервисов. Естественно, став первым трекером, Napster первым же испытал гнев лейблов: поскольку сервис служил для обмена музыкальными композициями и быстро набрал популярность, правообладатели сообразили, что от него надо избавиться, и чем скорее, тем лучше. Проработав два года Napster пал жертвой судебной машины.

В Википедии зафиксировано примечательное начало конца сервиса — появление на нём демоверсии песни «I Disappear» группы «Metallica» за несколько дней до её официального выхода. Это не понравилось участникам группы, в особенности ударнику Ларсу Ульриху, по чьей инициативе и был составлен иск против компании. Впрочем, будущую неудачу полным провалом назвать нельзя. Всё же проект оказался популярен и включал несколько решений, во многом определивших будущее пиринговых сетей:

  • понятный и простой в использовании интерфейс;
  • агрегирование и стандартизирование ранее разобщённого пользовательского пространства;
  • большая скорость и надёжность по сравнению с предшественниками;
  • использование мощной социальной динамики из реального мира.

Контент, генерируемый пользователями

Создаваемый пользователями Сети контент оформился в явление и стал мейнстримом лишь в середине двухтысячных. Даже по стандартам интернета динамика его развития и растущего культурного влияния оказалась удивительной. Википедия, блоги, социальные сети, форумы, обзоры, новостные каналы, контент-ориентированные ресурсы — рядовые пользователи, если это определение теперь вообще имеет смысл, оказывают огромное влияние на культуру и экономику. Только в США, по данным консалтинговой компании McKinsey & Company, 43% пользователей интернета генерируют контент. Целые бизнес-отрасли трансформируются под этим влиянием — к примеру, розничная торговля уже никогда не будет прежней в мире, где обзоры товаров множатся силами потребителей и пользователей, а отзывы можно найти на всё — от шариковых ручек до поездов и фрезерных станков с ЧПУ. Особенную роль в процессе трансформации общества сыграли блогеры: некоторые из них имеют такие влияние на умы и цитируемость, что могут утереть носы серьёзным средствам массовой информации с целыми редакциями профессионалов своего дела.

iPhone

Сегодня уже никто не спорит с тем, что детище Стива Джобса с простым и ёмким названием «iPhone» подарило миру новый способ взаимодействия с информацией. Огромный по тем временам дисплей с поддержкой мультисенсорного ввода сделал возможным настоящий интернет-сёрфинг с интерактивом в виде работы непосредственно с веб-страницами, без джойстиков и WAP-версий сайтов, которые почти всегда являлись (и сегодня кое-где являются!) наборами ссылок на страшных цветных или, если повезёт, белых полях. Cенсорный экран превратил мобильный интернет в интернет.

В конце концов, именно iPhone подарил нам планшетные компьютеры iPad и приученных к такому форм-фактору пользователей системе Android. Результатом этой эпопеи, говорят в Gartner, в 2013 году должно стать первое в истории преобладание в интернете мобильных устройств над ПК и лэптопами.

Дополненная реальность (смешанная реальность)

Платформы iOS и Android стали первыми массовыми платформами дополненной реальности. Удивительная скорость наращивания производителями «железа» мощности карманных устройств в какой-то момент сделала возможным построение компьютерной графики и наложение её на картинку, снимаемую камерами гаджетов, в реальном времени. Так появились AR-браузеры, AR-метки, AR-одежда, популяризировались AR-презентации, AR-реклама — список можно продолжать долго.

Есть предпосылки к тому, что век смартфонов — таких, какими мы их знаем — закончится в ближайшее десятилетие. Когда-то помогавшая создавать ПО для первого iPhone Google добавила к своему поисковому «гигантизму» софтверный, а теперь активно продвигается на рынке аппаратных решений во многом силами приобретённого отдела Motorola Mobility. Её Glass в 2014 году могут стать новой революцией интерфейсов, открыв пользователям мир нательных компьютеров. Но вряд ли ей одной предстоит занять пустующий пьедестал. Ход конём могут сделать и в Microsoft с разработками отдела, занимающегося Kinect, и в Apple, у которой есть мощный инструмент управления электроникой Siri.

По материалам: UX Magazine

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив текст и нажав клавиши Shift + E или кликнув сюда.

Раздел
Статьи

Другие статьи