Нательные устройства с дополненной реальностью рвут шаблон и становятся этическим кошмаром

Мы все помним время, до смартфонов, когда съёмка на публике считалась агрессией, нарушением общественного этикета, ...

Мы все помним время, до смартфонов, когда съёмка на публике считалась агрессией, нарушением общественного этикета, которое могло заработать вам в лучшем случае неодобрительный взгляд и замечание вслух, если вы перешли границу дозволенного. Сейчас люди, смотрящие в экран смартфона для съёмки, независимо от того, когда и где это происходит, являются частью повседневной жизни, да такой, что почти все рассматривают это как потерю нашей способности жить одним моментом.

Переход такого рода должен произойти со скорым приходом следующего поколения вездесущих технологий — нательных и, в частности, головных, таких как Google Glass, которые для доставки информации полагаются на дополненную реальность. Но не раньше, чем общество столкнётся с целым набором новых проблем, которые подобные гаджеты внесут в общественную жизнь, включая неприкосновенность частной информации и наши отношения с компаниями и представителями власти, которые получат доступ к большему количеству реальных данных, чем когда-либо прежде.

Всё из-за того, что нельзя остановить оператора, камеру которого вы не видите. Нательные технологии и питающее их программное обеспечение дополненной реальности поставят далеко идущие вопросы, каждый из которых выйдет в суды, политические дискуссии и попадёт в разговоры за обеденными столами о том, что уместно использовать в общественных местах, безопасно — за рулём и психически нормально — изо дня в день.

На CES 2014 в рамках заседания с темой «Дополненная реальность: новый прорыв или информационная перегрузка?» AR-специалисты обсудили эти вопросы с точки зрения тех, кто, по словам участника Брайэна Маллинса (Brian Mullins), CEO и основателя компании-разработчика дополненной реальности Daqri, будет «серьёзно вооружать общество технологиями», чтобы коренным образом изменить социальное функционирование.

Модерируемый старшим редактором Scientific American Сетом Флетчером (Seth Fletcher), разговор перешёл с проектирования и инженерных задач к более философским вопросам. Это обнаружилось при рассмотрении этических дилемм, поставленных наличием устройств, переполненных новыми выразительными данными, которые привязаны к нашим лицам всё время и буквально изменяют наше восприятие мира.

«Социально-технические аспекты дополненной реальности так же важны, как и аспекты компьютерной техники», — говорит Нейл Треве (Neil Trevett), вице-президент по мобильному маркетингу чипмейкера Nvidia, который в последние несколько лет начал экспериментировать с AR в играх. Также на обсуждении присутствовал Томас Альт (Thomas Alt), генеральный директор metaio — производителя AR-софта, который будет питать 3D-камеры RealSense, чей релиз Intel анонсировала в четверг.

Трудно предсказать, как общество будет реагировать. Единственный реальный путь — это попробовать и посмотреть, — пошёл дальше Треве. — Наличие камеры, по которой люди не могут определить, что вы её используете, это новый шаг. Общество должно выяснить, приемлемо ли это.

Проблема камеры вызывает самую заметную реакцию против нательных устройств на сегодняшний день. Google Glass были превентивно запрещены в ряде общественных мест, таких как бары и рестораны, по той причине, что могут отнять у людей комфорт. Но хотите верьте, хотите — нет, а способность делать снимки далека от самой неприятной этической трясины, маячащей на горизонте, по крайней мере в глазах людей она закрыта программным обеспечением, которое отправляет эти проблемы на периферию.

Поскольку был поднят вопрос конфиденциальности, Флетчер направил обсуждение к самой жуткой вещи, с которой специалисты сталкивались в AR-пространстве и которая была единогласно признана неизбежной — персонализированное распознавание лиц, означающее возможность активной идентификации личности в режиме реального времени, а не просто отслеживание движений.

«Мы намеренно не выпустили технологии распознавания лиц, — признался Маллинс. — Но джинн уже выбрался из бутылки». Этот джинн подразумевает широкий спектр злоупотреблений. Например, по словам Маллинса, кто-то мог бы использовать образы, дискретно записанные нательным устройством, и распространять их через социальные сети, обнаруживая не только личность человека, но и релевантную информацию, которая могла бы пролить свет на его или её личные отношения. Другими словами, Facebook, дошедший до апогея и получающий информацию в реальном времени.

И без лишних слов понятно, что распознавание лиц страшно само по себе и наиболее разрушительно, когда допускает способы злоупотребления этим правительств или заполнения всего поля зрения персонализированной рекламой, когда вы гуляете.

«Лично я считаю, что это заставит индустрию социальных медиа на самом деле предоставить пользователям „реальную“ защиту», — говорит Треве. Общим рефреном была идея о том, что нательные технологии и дополненная реальность приносят коллективную, социальную ответственность — но это мнение было поддержано лишь отчасти, поскольку снимает с AR-экспертов всю ответственность за последствия действий индустрии.

В конце концов решения касаемо будущего нательных технологий и дополненной реальности, как и большинства технологий этих дней, в первую очередь ориентированы на потребителя и затрагивают всех в цепочке. Никто не собирается заставлять вас использовать Google Glass, и технология, даже если она мощная, отмирает на корню, если никто не хочет платить за неё или быть увиденным с ней. Хотя Glass оказались фантастическими при расстановке необходимых вопросов и обращении активного внимания пользователей на то, как эта технология нас изменит, они также заработали тщательный разбор полётов — на грани критики постоянно прогнозируется, что проект потерпит крах.

Тем временем, как учёные должны проходить сквозь личные дискуссии вокруг того, что открытия становятся оружием или дают индустрии инструмент манипуляции, новаторы в области аппаратного и программного обеспечения нательных устройств застряли глубже многих, думая о том, как их разработки выйдут в мейнстрим.

Думаю, более чем парадоксально то, что мы ведём этот разговор в Лас-Вегасе, где находимся под объективами камер всё время, — отметил Маллинс, добавив, что мощное распознавание лиц используется почти во всех крупных казино округи для выявления незаконопослушных игроков. — Я не думаю, что мы вправе игнорировать тот факт, что наша технология может работать таким образом.

Перевод статьи Ника Стэтта (Nick Statt) «Wearables with augmented reality are mind-blowing — and an ethical nightmare» для Cnet

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив текст и нажав клавиши Shift + E или кликнув сюда.

Раздел
Статьи
  • Ferentiny

    Вообще не понимаю, зачем этот гугл глас? Новые супер ультра модные очки? Множество статей прочитал, но так и не догнал что эти очки могут делать. Если для игр, то недавно приобрел PS, какую именно не знаю, заказывал ребенок, я только оплатил, брал в магазине http://zebest.ua/ , доставили очень быстро и теперь дитя целыми днями играет…Уже не знаем как его отвлечь от этой игрушки…А очки это вообще что то новое и думаю, не нужное устройство. Сомневаетесь, спросите у детей!

  • Мик Мобстеров

    Перевод ужасен, особенно 2-ая часть статьи… Чтоа, гугл глассом переводили?

Другие статьи