Дополненное и виртуальное: предпосылки войны реальностей

Технологические подъёмы часто случаются тогда, когда какая-либо технология, годами ранее уже сумевшая захватить умы Земного ...

Технологические подъёмы часто случаются тогда, когда какая-либо технология, годами ранее уже сумевшая захватить умы Земного шара, наконец получает шанс на реализацию такого качества, чтобы суметь войти в мейнстрим. Хорошей аналогией для подобной ситуации является необходимость развить третью космическую скорость, чтобы выйти за пределы атмосферы. Так и для выхода в пространство потребительского рынка требуются мощные триггеры — интеллектуальные ресурсы и сопутствующие технологии, которые, объединяясь, составляют устройства, без которых уже совсем скоро мы не мыслим своей жизни. Отличными примерами таких прорывов за последние несколько десятилетий стали дополненная и виртуальная реальности — новые области человеческой жизни, создаваемые исключительно благодаря технологическому прогрессу и, фактически, полностью рукотворные.

Что представляют собой две эти странные сущности, постепенно заинтересовывающие даже далёких от технологий и исследований людей? Сформулирую определения своими словами.

Дополненная реальность

4

Дополненная реальность (англ. augmented reality — AR) — это окружающая среда, в которой искусственно созданная виртуальная информация в реальном времени дополняет объекты и явления мира физического. В широком понимании термина, AR — это не технология, а именно окружающий нас «настоящий» мир, постепенно заполняющийся сопроводительной цифровой информацией. Часто подразумевается, что дополненная реальность — это именно визуальная среда, то есть в ней роль накладываемых данных выполняет компьютерная графика. Однако я уверен, что она — это целый мир данных, в который постепенно вливается новый тип информации, а разница в понимании термина обусловлена узостью его применения.

Маркетинговые технологии в массе пока способны использовать только образы для зрительного восприятия, хотя с ростом вычислительных мощностей человечества и совершенствованием технологий таргетирования информации возможности работы с чувственным восприятием «цели» могут захватить и следующие чувства. Уже сегодня запахи и звуки работают на бизнес, однако пока о повсеместном автоматическом подстраивании окружения под человека или факторы физической среды в виде незрительных образов речь идёт весьма вяло.

Виртуальная реальность

Reco_tron_city_bg

Виртуальная реальность (англ. virtual reality — AR) — это полностью искусственная окружающая среда, информация о которой передаётся человеку через его органы чувств. Я согласен с определением VR из русскоязычной Википедии:

Виртуальная реальность, — созданный техническими средствами мир (объекты и субъекты), передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие. Для создания убедительного комплекса ощущений реальности компьютерный синтез свойств и реакций виртуальной реальности производится в реальном времени.

Прошу вас обратить внимание на то, что объекты и субъекты виртуального мира, включая человека как введённый в него персонаж, реагируют друг на друга в реальном времени, и разница между дополненной и виртуальной реальностями получается весьма размытой: она заключается всего-навсего в том, что первая — это сочетание реального и виртуального  с отношениями в реальном времени, а вторая — среда для помещения в неё человеческого сознания отдельно от остального физического мира (в идеале мы — только свободное сознание, а пока с нами наши джойстики, мыши, клавиатуры и увесистые очки).

Сходства

Нелегко отдельно останавливаться на сходствах вещей, которые стали возможными практически одновременно благодаря определённому набору достаточно развившихся технологий. Датчики положения, системы позиционирования устройств и человека, энергоэффективные вычислительные платформы с очень небольшими размерами сделали возможными создание платформ, таких как Google Glass или Oculus Rift. Теперь все участники рынка понимают, что в будущем у пользователя виртуальной и дополненной реальности не должно возникать необходимости держать наперевес планшет или, например, строить жидкокристаллический шар, дающий изображение VR-пространства, но убивающий реалистичность для находящегося в нём ошарашенного пользователя. Отрасль пришла к выводу: нательные компьютеры способны ввести человека в эти среды — развить ту самую третью космическую, которой более тридцати лет не могли достичь все корпорации и правительства вместе взятые. Кстати, бытует мнение, что Oculus Rift были созданы энтузиастами едва ли не на коленке из кардана и такой-то матери. На самом же деле компания Oculus VR была основана владельцем компании-разработчика графических движков Scaleform Палмером Лаки и Джоном Кармаком — одним из основателей компании id Software, взрывавшей мир компьютерных игр в девяностых и двухтысячных проектами из серий Wolfenstein, Quake и Doom.

Главное сходство виртуальной и дополненной реальности в том, что они обе обогащают нашу жизнь виртуальными данными, хотя первая максимально отделяет человека от физического окружения, а вторая напротив заставляет с ним взаимодействовать. И здесь…

Различия

…и здесь коренится их главное различие. Абстрагируя от физического мира (я применяю этот термин, поскольку он указывает на подвластность «естественной» реальности определённым физическим законам и позволяет найти точку опоры, чтобы не запутаться), виртуальная реальность (виртуальность, если угодно) замыкается в себе, как физический мир без компьютеров, и игнорирует потребности человека как биологической особи, физиологические потребности которого вне области виртуального, пока сознание не отделено от тела. Поэтому VR, как социальные игры (например, MMO), может стать новой средой для кратковременных или долговременных побегов в иной мир. Всё зависит от того, какие приоритеты стоят перед пользователем — обыкновенный выбор образа жизни.

Epson_Moverio_BT-200_2

Найдите одно отличие. На первом изображении очки дополненной реальности Epson Moverio BT-200

oculus-rift-dev-kit-21-1065x598

А на втором — очки виртуальной реальности Rift от Oculus VR

Дополненная реальность не просто использует физический мир, но и обогащает его и возможности человека по взаимодействию ним и другими находящимися в нём объектами и субъектами. Аппаратно-программные системы визуального поиска, компьютерного зрения, бесполезные в VR, в AR работают не только в очках или других электронных устройствах, но и в робототехнике, рекламе, системах безопасности, строительстве, картографии и многих других областях. А алгоритмы поиска, визуализации и прочего-прочего оттачиваются в обеих реальностях и массе иных техносфер.

На самом деле термин «дополненная реальность» очень точен и отражает главное свойство среды — дополненность. AR делает наш мир информативнее и богаче, VR способна открыть такие горизонты в создании целых искусственных экосистем, моделировании, развлечениях, отдыхе и обучении, о которых сейчас нельзя и подумать. Но пока человеку ценно его физическое окружение, мы не уйдём из него полностью. Может случиться так, что всему виду homo sapiens предстоит сделать важный выбор в психологической войне его собственных реальностей. И умудриться выйти из неё победителем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив текст и нажав клавиши Shift + E или кликнув сюда.

Раздел
Статьи

Другие статьи