Дополненная реальность приходит в автомобиль

Общеизвестно, как опасно разговаривать по мобильному телефону или набирать SMS за рулём. Поэтому при первом ...
автомобильная дополненная реальность

Общеизвестно, как опасно разговаривать по мобильному телефону или набирать SMS за рулём. Поэтому при первом взгляде может показаться, что добавление новых источников отвлечений не самая хорошая идея.

Однако учёные и автопроизводители всё чаще ищут способы снабдить водителей дополнительным источником информации, которая будет отображаться на лобовом стекле. Это может быть, в частности, дополненная реальность (AR). Её содержимым может быть что угодно, от навигации до социальных сетей. И как бы это ни казалось странным, это может увеличить безопасность движения для всех его участников.

«Самый важный метод применения дополненной реальности — это поддержка безопасного вождения, — говорит профессор Анинд Дей (Anind Dey) из Института человеко-машинного взаимодействия при университете Карнеги-Меллона. — Возможность задействовать информацию вокруг нас, которая в противном случае осталась бы нами незаметной, невозможно переоценить».

Под дополненной реальностью обычно понимается метод наложения дополнительных данных, обычно из интернета, поверх обычного вида окружающего мира. При так видел Арнольд Шварценеггер в фильмах про Терминатора.

В некоторых областях эта технология применяется уже относительно давно. Например, есть много программ для смартфонов, позволяющих отображать поверх полученного с камеры изображения самую разную информацию, от навигации и маршрутов общественного транспорта до обзоров ресторанов и цен на жильё. Достаточно лишь навести телефон на нужный объект, запустить приложение — и готово.

Компании вроде Google идут дальше. Ранее в этом году интернет-гигант представил проект Google Glass — небольшие очки, накладывающие поверх обзора любую информацию, будь то погода, местоположение или события календаря. Эту идею подхватили и другие фирмы вплоть до Microsoft.

И вот сегодня дополненная реальность активно движется в сторону автомобилей. Она основана на технологии бортовой индикации, или HUD (heads-up display). Она давно используется в военных самолётах, но с конца 1990-х годов стала появляться и на дорогих автомобилях. С её помощью можно показывать прямо на лобовом стекле скорость, направление или что-то ещё, чтобы водитель не отвлекался от дороги. Однако с помощью дополненной реальности такие дисплеи могут сделать большой шаг вперёд в своём развитии.

Смотря по сторонам

За последние несколько лет ряд автопроизводителей, такие как BMW, Toyota, Mercedes и GM, уже показали несколько прототипов. Например, в этом году Mercedes представила концепт под названием Dice, в котором водитель может получать информацию об интересных местах, мимо которых проезжает, просто указывая на них, а когда мимо проезжают друзья, над их машиной появляется иконка и последний статус из социальной сети.

Концепт от GM известен как улучшенная система видения, в нём используется массив из датчиков и камер, расположенных частично внутри и частично снаружи машины. Они отслеживают информацию об окружающей среде вокруг машины, а также положение глаз и головы водителя. Затем с помощью этой информации на лобовое стекло выводится различная информация об условиях движения: движение по маршруту, потенциально опасные ситуации (ребёнок или животное у дороги) и т.д. В другом режиме система помечает границы дороги в условиях тумана.

Есть и более продвинутые автомобильные AR-концепции. Toyota показала прототип «улучшенного автоокна», с помощью которого можно приближать объекты снаружи автомобиля.

Впрочем, самую невероятную концепцию показали дизайнеры японского университета Кэйо. В ней заднее сиденье автомобиля становится прозрачным, чтобы не преграждать водителю обзор при езде задним ходом. Сзади автомобиля находится видеокамера, которая проецирует изображение на отражающий экран, расположенный между двумя передними сиденьями и чуть позади них. Когда водитель оборачивается назад через плечо, он видит практически настоящий вид сзади от машины, но только через дополненную реальность.

Инновации вроде этой ещё долго могут не получить массового распространения. Однако ряд других AR-технологий могут выйти на рынок уже совсем скоро. Это касается, помимо прочего, самой распространённой технологии по отображению на лобовом стекле маршрута движения. Это есть почти во всех концептах. Ранее в этом году компания Pioneer заявила, что выводит на рынок первый GPS-навигатор с поддержкой AR. Его можно устанавливать в любой автомобиль.

Почти игра

Инновации такого типа полезны для всех водителей, однако профессор Дей и его группа считают, что особенно они актуальны для пожилых людей, у которых может быть снижена ориентация в пространстве. Особенно это может проблематично, когда нужно смотреть вниз на навигационную систему.

«Количество времени, которое водитель не смотрит на лобовое стекло, и число коротких поездок могут быть очень велики, — объясняет профессор. — В частности, говоря о пожилых водителях, у которых ухудшены водительские способности, желательно снизить количество времени, которое они не смотрят перед собой».

Для испытаний свей теории он создал симулятор, проецирующий навигационную систему на всю ширину экрана. Водитель по-прежнему видит реальный мир, но с картой поверх него. По мере движения эта карта постоянно обновляется, как дисплей компьютера, отражая меняющуюся обстановку.

Хотя эта система в стадии прототипа, с её помощью группа профессора Дея может понять, как должна работать реальная система. Например, чтобы одни отвлечения не сменялись другими, профессор считает нужным дать водителям возможность настроить систему под себя и получать оповещения интуитивными способами. Это могут быть аудиосигналы и даже вибрационный отклик от руля и сиденья.

«Мы должны использовать технологии типа дополненной реальности, чтобы персонализировать водительский опыт в гораздо большей степени, чем сейчас», — говорит профессор.

Испытания системы обозначали ряд потенциальных проблем. Так, многие испытуемые, работавшие с симулятором профессора Дея, сообщали, что это похоже на компьютерную игру. Теперь инженерам предстоит решить, как быть с этим ощущением нереальности происходящего.

«Нельзя преуменьшать последствия возможных ошибок», — объясняет Дей.

Наконец, и это может быть самым важным моментом, необходимо тщательно продумать, какой процент лобового стекла можно отвести под AR-графику. В конце концов, весь смысл дополненной реальности только в том, чтобы водитель сохранял контакт с реальностью настоящей.

Jon Stewart

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив текст и нажав клавиши Shift + E или кликнув сюда.

Раздел
Статьи

Другие статьи